Как живут в КЧР сирийские беженцы
Переселившиеся в КЧР сирийские черкесы продолжают сталкиваться с многочисленными трудностями
В далёкой Сирии по-прежнему не смолкают взрывы, погибают люди, и пока выхода из этого военного конфликта не видно.
Говоря о сирийских беженцах – потомках северо-кавказских народов, мы не раз подчёркивали, что переселиться на историческую родину на Кавказ им очень сложно.
И все же часть из них смогла вернуться в Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Адыгею. К сожалению, по разным причинам в КЧР сирийских беженцев всего лишь 30 человек. Преодолев все документальные и моральные тяжбы, они наконец-то обрели здесь относительный покой. Относительный, потому что каждый день эти люди сталкиваются с различными проблемами.
Бюрократические проволочки осложняют пребывание сирийских беженцев
Получив приглашение и въехав на территорию РФ, беженцы подают заявление на РВП (разрешение на временное проживание). Много говорят о том, что эта система упрощается, наверно это так, но сирийских беженцев это не касается. Как говорит Мухамед Черкесов, председатель ОД «Адыгэ Хасэ» КЧР: «Это касается украинских беженцев. А сирийским черкесам такой статус не дают, они считаются гостями, поэтому никаких поблажек».
Основная проблема банально упирается в деньги. Так как для подачи документов на РВП на счету необходимо иметь 12 прожиточных минимумов, что в КЧР составляет почти 100 тысяч рублей. А если в семье 5 человек, то сумма в 5 раз возрастает. РВП даётся сроком на три года, и каждый год необходимо подтверждать его, и каждый год необходимо иметь эту сумму в 12 прожиточных минимумов. Проблема в том, что у вырвавшихся из огня войны людей порой нет даже личных документов, не говоря уже о таких суммах.
Проблемы с получением медсправок
В КБР и Адыгее правительства регионов как-то помогают сирийским беженцам с выдачей медицинских документов, в КЧР – нет.
Как говорит Черкесов, правительство КЧР помогло всего лишь раз: «Медицинские справки нам очень тяжело даются. Нам помогли один раз, когда мы написали письмо с просьбой о помощи. Но я не могу каждый раз, на каждого человека писать по отдельности письмо, это часто невозможно по срокам, да я и не знаю, какой будет ответ в письме, положительный или отрицательный. Поэтому мы всё оплачиваем сами. Нам нет нигде поблажек, в то время как другим беженцам идут на уступки».
Беженцев распределили по черкесским аулам
Сирийских беженцев решили распределить по черкесским аулам. И говоря откровенно, иного пути и не было. Сегодня беженцы живут в аулах Хабез, Али-Бердуковский, Эрсакон и городе Черкесске.
Беженцам предоставили дома отзывчивые люди, плату за аренду никто не берёт, что значительно облегчает ситуацию. Одним из таких меценатов выступил Олег Аргунов, который предоставил частный дом в пользование сирийской семье. Однако нужно понимать, что дома беженцам не принадлежат, и они могут понадобиться самим хозяевам, и тогда людям снова придётся искать свой угол.
Со школами и детскими садами нет проблем
К счастью, со школами и детскими садами не возникло проблем. Все дети сирийских беженцев учатся или посещают дошкольные учреждения. В аулах детям стараются помочь, да и сами они не ленятся и хотят поскорее приспособиться к общему укладу. В школу детей собирают также активисты из «Адыгэ Хасэ».
Кроме черкесских активистов, репатриантам из Сирии стараются помочь также односельчане, мусульманские деятели и общины.
С работой всё плачевно
С работой у сирийских беженцев дела обстоят плачевно. В основном они подрабатывают рабочими на стройках и занимаются ремонтными работами, несмотря на то, что многие из них имеют хорошее образование. Среди них есть врачи, учителя, инженеры. Но люди рады любому заработку.
С такими временными подработками у беженцев нет, конечно, возможности оплачивать коммунальные услуги. Поэтому «Адыгэ Хасэ» КЧР и черкесские активисты, активно участвующие в жизни сирийцев, все расходы по коммунальным платежам берут на себя.
Тхьамыщк1агъо! Тхьауегъэпсэу Мыхьамэт, псоумк1и! 1оху къин тызыхэтыр.