Этно-блог-туры «КБР-ТУР»: таинственное Заюково
Во время раскопок в Заюково (Кабардино-Балкария) учеными были найдены меч синдо-метского типа и захоронения предположительно "воздушного" образца, бытовавшие у абхазо-адыгов в эпоху язычества.
Доброго времени суток, дорогие друзья. В предыдущей записи рассказал о первом блог-туре в рамках реализации проекта «КБР-ТУР». Подошла очередь вспомнить о втором дне наших выездов. На этот раз мы держали курс в Заюково.
Уже несколько лет, как слово Заюково не сходит с уст историков, краеведов, любителей мистики и сенсаций. Чего только не находили в этих местах – шахты, пещеры, захоронения, солнечные обсерватории и т.д. Охватить весь спектр находок за день не представлялось возможным, но увидеть добрую часть было реально. С этой целью мы и выехали колонной из трех автомобилей из Нальчика.
Как и за день до этого, опасались дождя. На этот раз высшие силы могли вбить клин в наши планы еще сильнее, потому что ехать предстояло по дорогам замысловатым, труднопроходимым. Если бы дождь шел, можно было бы смело разворачиваться и ехать обратно в Нальчик. В районе Баксана появился густой туман, а вместе с тем начали появляться и сомнения в осуществимости задуманного. Но, к нашему счастью, в Заюково солнце взяло бразды правления в свои руки. Погода была ясной. Значит высшие силы дали добро на наш блог-тур.
У въезда в село нас встречали Маршенкулов Мухамед и Кармоков Анзор. Перед началом основных мероприятий возложили цветы к монументу защитникам Отечества и памятнику великому адыгскому мудрецу, философу, мыслителю, дипломату, общественному и политическому деятелю Жабаги Казаноко.
Далее наша колонна уже из 5 внедорожников начала подъем к местам раскопок. Сидел я в пассажирской газели, специально модифицированной для таких горных дорог. Извергая целый букет звуков под капотом, наш железный конь взбирался на все выступы. Иногда приходилось немного менять маршрут из-за опасности перевернуться. На крыше сидели Кушхов Инал, Дима Тимофеев и Ахмед Аутлов. Не могу даже представить, сколько адреналина выработал их организм в тот день. Спустя полчаса наша автоколонна без потерь добралась до пункта назначения.
Археолог из Москвы Александр Скаков уже был готов к десанту блогеров. Он встретил нас радушной улыбкой и без промедлений начал показывать найденное под слоем заюковской земли. Для начала мы сняли с места раскопок полиэтиленовую пленку, защищавшую извлекаемые объекты от природных стихий.
У меня с детства была мечта побывать в настоящих раскопках. В этот день она осуществилась. Под пленкой оказались человеческие захоронения, относящиеся к знаменитой Кобанской культуре. Примерная датировка – V-VI в.в. до н.э.
Когда научный сотрудник Института археологии РАН озвучил примерный возраст этих останков, мурашки устроили на моем теле марафонский забег. Подумать только – эти люди жили 2500 лет назад. «На каком языке они говорили? К какому племени принадлежали? Какая у них была духовная и материальная культура?» - вопросы в голове перемешались в кашу.
Александр оказался специалистом по Кобанской культуре.
Он много лет участвовал в раскопках в Абхазии и лишь две недели назад приехал в составе научной группы из Москвы в Заюково. После жаркой Апсны, суровая в это время года Кабардино-Балкария была для археолога своеобразным открытием. Александр Юрьевич был интересным рассказчиком. Вся наша группа слушала его внимательно. Лишь вопросы, буйный ветер и щелканье фотоаппаратов нарушали эту гармонию.
Археолог поведал, что в финансировании этих раскопок принимает участие и КБГУ, а студенты исторического факультета приезжают сюда для прохождения практики. Он поблагодарил руководство вуза за финансовую поддержку и высказал надежду на то, что такое плодотворное сотрудничество между университетом и Институтом археологии РАН будет и дальше. Признаюсь, немного позавидовал студентам-историкам.
К сожалению, до приезда ученых черные копатели успели переворошить немалую часть этих захоронений. На черный рынок ушли бесценные артефакты, а человеческие останки валялись как ненужный мусор. Как рассказал Александр Юрьевич, первым тревогу забил знаменитый краевед viktorkotl (Виктор Котляров). Не могу рассказать о всей истории, предшествовавшей раскопкам, но в итоге из Москвы приехала группа археологов.
Как относиться к тому, что человеческие могилы раскапываются? С точки зрения религии и этики это, наверное, неправильно, но лучше уж научные специалисты будут культурно раскапывать все для изучения истории, чем наблюдать картину с разбросанными человеческими костями, как это было в Заюково. Участок раскопок, по словам Скакова, большой. Времени и средств для завершения работ в этом году не хватит. С холодами придется обо всем этом забыть. Главное, что процесс пошел.
Кроме места раскопок в этом районе были еще и камни правильной формы, лежащие по кругу. Есть предположение, что это солнечная обсерватория, использовавшаяся в древности здешними жителями для наблюдения за звездами. Может быть так и есть. Одно понятно точно – в этом месте их положила не природа.
Также недалеко находилась пещера, куда мы пошли затем. Внутри ничего интересного не было, но вид открывался потрясающий:
Известно, что на территории современного Кавказа в древности было море. Свидетельства этому, как поведали местные жители, находят в скале, где выбита пещера, часто. Оттуда вываливаются окаменевшие моллюски. Одно большое морское животное, превратившееся в камень, очень бросалось в глаза:
После осмотра пещеры мы расселись по машинам и спустились в село. Уже настало время обеда. Как и за день до этого, «жестокость» приема хозяевами села зашкаливала. Шашлык опять был. Причем не съели и половины.
Спустя час мы уже сидели в машинах и ехали на Харакору – гору, с которой видно не только Заюково, но и большая часть Баксанского ущелья. Я и до этого бывал здесь. Однако смотреть прекрасное не надоедает никогда.
Находясь на этом выступе, я жалел, что у меня нет крыльев. С высоты птичьего полета все выглядит величественнее вдвойне.
Как вы, наверное, поняли, программа пребывания в Заюково была впечатляющей. Но после Харакоры у нас было еще одно дело – разговор со старешиной рода Кармоко Хусейном. В доме, где нас уже ждали, мы застали очень величественного старца.
Я сразу поразился его чертам лица – глубоко посаженные, сосредоточенные глаза, прямой нос, мужественные скулы. Перед нами был человек, много повидавший в жизни. Хусейн был немногословен. Но каждое слово, произнесенное им, было обдумано и выверено. Мне кажется, мы застали подлинный типаж старца-адыга. Тхамаде идет 88-й год. Поэтому решили не утомлять его и ушли, поблагодарив за теплый прием и удовольствие, полученное от общения с ним.
Таким был второй день нашего блог-тура. Он подарил незабываемые ощущения всем его участникам. Воплощенная в реальность детская мечта о раскопках будет долго греть мое сердце, как и весь этот день в таинственном Заюково.
Дарья Шомахова поведала, что по местному телевидению показывали сюжет о том, что археологи нашли на одном из участков раскопок меч, предположительный возраст которого около 3000 лет. Я естественно ринулся смотреть данный видеоролик. Желаемые кадры начинаются с 7-ой минуты 3-ей секунды и продолжаются до 8:07.
Научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Демиденко в кадре говорит следующее: "Такие мечи у нас называются синдо-метского типа. Их очень много известно в Прикубанье. Они не имеют перекрестья. У них брусковидное навершие. Ну вот собственно по этому мы и устанавливаем дату предварительно. Все остальные уточнения будут произведены в лабораторных условиях".
Во время нашего блог-тура также научный сотрудник Института археологии РАН Александр Скаков отдельно остановился на одном захоронении:
Он указал на то, что останки этого человека лежат в беспорядочном состоянии. Мы естественно поинтересовались о причине подобного. И дальше Александр рассказал то, что однажды поведал мне историк Асланбек Марзей. В древности, еще до христианизации и исламизации, у адыго-абхазов бытовал обряд захоронения, когда тело усопшего мумифицировалось и поднималось на верхушку дерева. В таком положении оно иссыхало. Спустя некоторое время, то, что оставалось от ушедшего в иной мир, предавалось земле. Александр предположил, что беспорядочность этого захоронения могла быть вызвана тем, что и здешние жители совершали подобный обряд.
То, что найденный меч синдо-меотского типа, и то, что метод этого захоронения по первоначальным впечатлениям похож на метод, бытовавший в древности у адыго-абхазов, дает не большие, но все-таки основания, для того, чтобы высказать предположение о возможной принадлежности племен, живших в окрестностях современного Заюково 2500-3000 лет назад, к адыго-абхазом или по крайней мере говорить о широкой распространенности на териитории Кавказа культуры, изначальными носителями которой были адыго-абхазские племена.
В заключение хочу опять подчеркнуть, что не являюсь профессиональным историком, этнографом, археологом. Все выводы, сделанные в этой статье, основаны на информации, полученной как раз-таки от ученых. В любом случае с нетерпением жду завершения этих раскопок и проведения лабораторных исследований.
В статье использованы фотографии: sds_kuro и Мадины Жанатаевой.
Очень интересно,спасибо !
Хорошее начинание, интересный рассказ. Спасибо