Колесница истории и черкесский вопрос 33

События уходящего года, триумфально начавшись с памятной олимпиады, напоминают крутое пикирование в какую-то новую, неведомую реальность, где конфронтация приходит на смену длительному периоду относительной стабильности.


Верещагин. Апофеоз войны.В этой реальности поспешно возводятся разъединительные барьеры, используется всё более воинственная риторика и нагнетается тревога (если не сказать – истерия) – словом, всё напоминает подготовку к войне (которая, по мнению некоторых комментаторов, уже идёт, только пока с низкой интенсивностью). Стоит заметить, что подготовка к войне, несмотря на известный афоризм, не всегда её предотвращает – нередко бывает так, что когда к войне готовятся все, она становится неизбежной…

Видимо, данный курс сохранится на годы, так как общественный запрос на изоляционизм, алармизм, реваншизм и мобилизационную повестку подкрепляется высокой вероятностью, что развитие ситуации, следуя внутренней логике конфликта, завершится онтологической непримиримостью и длительным противостоянием.

Вообще говоря, демонтаж СССР, проведённый относительно удачно (особенно на фоне катастрофических траекторий бывших республик Югославии), всегда был патримониально конфликтогенен. Дуга нестабильности, протянувшаяся от Памира до Магриба, – через Сицзян, Хорасан и Левант, – уже подбирается к Северному Причерноморью. Кататонический кризис, признаки которого становятся всё более зримыми в разных регионах планеты, ставит нас перед многочисленными дилеммами, основной из которых для пассивных участников разворачивающейся драмы является «как выжить?»

Попробуем «заглянуть за горизонт» – проанализировать происходящее с точки зрения наших национальных интересов, то есть возрождения единой адыгской нации.

Адыги, пожалуй, сегодня самый многочисленный разделённый народ в мире – за исключением курдов; но курды живут в ареале расселения на территории 4 государств достаточно компактно, что позволяет им говорить о создании единого курдского государства. Из 10 наших соотечественников 9 проживает в странах рассеяния вследствие насильственного изгнания, одного из наиболее бесчеловечных преступлений царизма, ещё ждущего соответствующей правовой оценки.

Обобщая, можно утверждать – политический процесс последних 150 лет на Северном Кавказе представляет собой перманентный передел черкесского наследия. Многие наши соседи, близкие и не очень, заняты самозабвенным присвоением нашей истории (чтобы на основе таких измышлений закрепить права на наши территории). Причём методология не отличается большим разнообразием: собственно, приёмов всего два – или утверждать, что черкесов как гомогенной нации не существовало, а этноним применялся внешними источниками в отношении всех народов (хотя имелся в виду, конечно, один – тот, к которому принадлежит автор очередной псевдонаучной публикации, постулирующей данный тезис), или пытаться обесценить сам черкесский фактор, относя свой этнос к древнему, благородному, автохтонному, многочисленному, но исчезнувшему народу, – будь это хазары, караимы, аланы, джихеты или прочие неведомые эндурцы, список можно продолжать, – построившему эндемическую цивилизацию на этой территории, впоследствии освоенную черкесами. Кстати, мифостроительство – один из этапов нациестроительства, и тут «исследователи» могут конструировать удивительные гипотезы, ограниченные не доказательным инструментарием, а сугубо личной фантазией.

Впрочем, как говорил американский философ Р. У. Эмерсон, – «… преуспеть – значит выдержать предательство мнимых друзей». Но когда кто-то упоенно делит наследие наших предков, в азарте этого увлекательного процесса упустив, что ведь мы-то, настоящие наследники, – живы, мы обязаны заявить о своих правах.

И поэтому работа по установлению и признанию отдельными государствами геноцида адыгов приобретает чрезвычайную важность как раз в контексте разворачивающегося на наших глазах очередного передела – именно ввиду её дальних последствий, прежде всего правовых. При этом не время сейчас задаваться вопросом, чем, мол, руководствуются инициаторы данного процесса – благородными целями, далеко идущими собственными целями, шкурным интересом или просто являются нашими симпатизантами. Напомним: никто в четырёх империях, последовательно вступивших в великую войну сто лет назад, не ожидал столь кардинального изменения политических конфигураций в мире, вплоть до полного демонтажа этих самых империй и возникновения на их месте множества национальных государств. И, хотя нельзя предугадать итог этой "большой игры", правовая преюдиция останется в международных актах.

Вступая в этот процесс, однако, важно помнить: нынешние «политические эволюции» – не наша война. Передел мира – извечный зуд больших народов. Большие народы убеждены, будто они вершат судьбы мира; возможно, стая «голубокрылых кобылок», уничтожая посевы, существует с тем же ощущением. В чём-то это верно: акриды упоминаются в библии (Пятикнижие, кн. Исход) и апокалипсисе Иоанна Богослова в качестве кары небесной. Тем же являются большие народы для малых и даже не очень, постоянно занимаясь между собой дележом их территории, населения и ресурсов. Большие народы - постоянный источник нестабильности и войн, потому что стабильность нужна слабым и озабоченным своим выживанием, а сильные существуют захватом и грабежом. Большие народы развязали две мировые войны и сейчас, возможно, на наших глазах успешно начинают третью. Ибо по закону поглощения-насыщения, чем больше организмом поглощается, тем меньше он насыщается.

Россия уже несколько столетий является страной с абсолютным государственным императивом; в общественном сознании незыблемо – «что хорошо для государства, хорошо для всех». В атмосфере, пропитанной этатизмом, когда отдельный индивид чувствует свою беззащитность и тревогу при ослаблении центральной власти, жертвы во имя её сохранения и усиления превращаются в парадигму существования.

Так что верх наивности рассчитывать на помощь и поддержку со стороны государства в установлении и защите наших законных прав, ибо даже «титульному», или, как с некоторых пор принято выражаться, «государствообразующему» народу отказывается в подлинном нациестроительстве, заменяемом балаганно-мишурными декорациями в духе позднего Н. Михалкова. Все конвульсивные метания последнего времени в поисках нац. идеи и «духовных скреп» вызваны именно этим диссонансом. Это глубинное, корневое противоречие ощущается населением чаще всего бессознательно, из-за чего чувство неудовлетворённости и озлобления фокусируется на «инородцах», якобы размывающих собой исконную идентичность страны, а не на настоящем виновнике такого положения – чиновном классе, кропотливо и трепетно взлееявшем эту систему на протяжении веков.

История есть иносказательная «колесница Джаггернаута», перемалывающая на своём пути людей, судьбы, народы и цивилизации, и важно не угодить под её катки-жернова.

Не теряя при этом из вида конечной цели.

М. Темиров, независимый журналист


мирвойнынародыадыгичеркесывластьчеркесский вопросгеноцид черкесов



Комментарии (33)


  1. По еврейски написанная статья, ни начала, ни конца. Или, ну и как Вы находите мою грудь, спросила женщина в интересном положении, с трудомс, ответил мужчина.   

  2. Тулэ, лично мне мысль автора абсолютно ясна.

  3. Щ1алэф1  22 октября 2014, 20:45   0

    Согласен Тулэ! Может кто переведет, какой главный смысл статьи!? Пщыхьэщхьэ хъерыр къыфхук1уэ!

  4. Попросите еврея, он вам переведёт))

  5. Прекрасный литературный стиль. Но мало оптимизма. 

  6. "По-еврейски", как я понимаю, значит качественно.

    Спасибо Мурату за эту статью.

  7. Бэракъ  22 октября 2014, 22:24   0

    Пусть остается независимым журналистом, черкесам нужны независимые журналисты! У адыгов много проблем, чтобы их решить нужны независимые люди. Чем больше их, тем лучше. 

  8. Ришелье  23 октября 2014, 00:33   0

    Чо тут переводить, автор сказал: фымыбэлэрыгъ, ц1ык1ухэ, хреново будет всем, но некоторым особенно.

  9. Обобщая, можно утверждать – политический процесс последних 150 лет на Северном Кавказе представляет собой перманентный передел черкесского наследия. 

    Это никому не нужная в России и, тем более, на российском Кавказе, - правда. Вернее  - половина правды.

    А вторая половина там же, чуть ниже:

    ведь мы-то, настоящие наследники, – живы

    Игра не окончена, пока мы живы. И все это знают, надеясь, что мы сдохнем, объявляя каждое поколение черкесов - "последним".

    Но черкесы живы и никогда еще в истории не были столь многочислены. Шоу продолжается. 

  10. Упсэу, утхъэж Мурат! Тхыгъэр куущ ик1и узгъэгушхуэщ! Ди щ1алэф1хэ, хэплъауэ мыпхуэдэ тхыгъэ зытххэм, хуабжьу ди лъэпкъыр дыхуэныкъуэщ! Мыпхуэдэ тхыгъэхэм, ди лъэпкъыр, ГЪЭДЭЩ1ЫДЭУ дызэрыпсэунэм, дыхуейузэщ1!

  11. Алармизм, онтологическая непримиримость, патримониальный конфликтоген, кататонический кризис, перманентный передел, постулирующий тезис, императив, эндемическая цивилизация, симпатизанты, правовая преюдиция, этатизм, парадигма.

    Я пас.

  12. Адыг Черкесов  23 октября 2014, 14:55   0

    Нормальная статья. Сымысл её в том, что автор охватывает в ней наиболее важные, по его мнению, моменты сегодняшнего положения дел, которые каждый черкес должен иметь в виду. Моменты эти таковы: 

    1) Долголетнему "мирному сосуществованию" пришел полный конец, теперь дело активно идет к непримиримой вражде, потому что Россия показывает что относится к нам как и 200 лет назад, а черкесы не собираются сдаваться, тем более теперь они начинают активно возрождаться.

    2) Проблемы мирового господства и прочие драконы нас не должны особо озадачивать, но последствия отношения к ним отдельных государств, будут косвенно затрагивать и нас. Наша цель - выжить и остаться черкесами, и по возможности способствовать ренесансу.

    3) Со дня крушения Черкесии, все народы живущие вблизи наших гор, или не очень, активно стараются сокрушить и самих черксов, главным методом - присвоением всей нашей культуры, наших достижений, нашего наследия и даже нашей репутации себе. Мы больше не можем смотреть на это безучастно, пора напомнить им кто на кавказе хозяин. Ведь если разобраться, суть в том, что самый Кавказ, с тем мнением которое имеет о нем весь мир - это наше творение, достижение и заслуга черкесов. Если-бы на кавказе никогда небыло черкесов, небыло бы и этого грозного и величественного, сурового и благородного кавказа.

    4) Война эта, как думает М. Темиров, не столько война русского народа и черкесского, сколько чиновничьей бюрократии и сбитого с толку простого народа.

     

  13. Щ1алэф1  23 октября 2014, 17:25   0

    Тхьэ угъэпсэу Адыг Черкесов!!! Хуабжъыу гуры1уэгъуэ хъуащ Мурат и тхыгъэр! Узыншэн Тхьэм къуит!

  14. Щ1эджык1ак1уэхэм яхуэгъэзауэ.

    Обычно не комментирую собственные статьи, однако на этот раз должен дать некоторые разъяснения - как по поводу стиля, так и относительно содержания. Такие пролегомены наоборот.

    Прежде всего, соглашусь с критическими замечаниями, но прошу иметь в виду, что некоторая иносказательность вызвана особенностями российского законодательства. Из-за этого местами "витиеватые" формулировки заслоняют суть излагаемого - это, конечно, относится к недостаткам стиля данной работы, увы.

    Но уважаемый Адыг Черкесов весьма точно перевёл текст с публицистического на человеческий (отдельная благодарность). Среди основных тезисов:
    1. У нас нет ресурсов для насильственного отстаивания своей точки зрения. Поэтому признание нашего геноцида - единсвенный путь, открывающий в будущем возможность к воссоединению и самосохранению. Мы вступаем в активную фазу большого передела мира после краха Ялтинской системы, и нужно иметь - не то, чтобы программу, пока нам это организационно недоступно, но некую консолидированнную, солидарную позицию. Никто не обещает своего рода "декларацию Бальфура" для адыгов по итогам этого передела, но закреплённый в международно-правовых актах факт геноцида адыгов обязательно будет иметь правовые последствия. Наш долг оставить эту возможность для следующего поколения, а воспользуется оно им или нет - уже не наша забота.
    2. Очередной передел, свидетелями которого мы являемся, не имеет к нам отношения, и мы не должны вовлекаться в данный процесс. Последнее время всё чаще поступают известия об участии северокавказцев (к счастью, пока данных об участии собственно адыгов нет) в разнообразных конфликтах. Нас всегда использовали в своих целях империи, только раньше это было военное отходничество как своего рода промысел, теперь же - повинность, разновидность рабства. Мы не имеем права растрачивать наш и без того подорванный генофонд, пусть (пардон за прямоту) другие убивают друг друга. Это не наша забота, чем бы не оправдывали свою деятельность разнообразные рекрутеры - религиозными лозунгами или борьбой с концом света, наступающим из-за Днепра. Займёмся, наконец, собой.

    С признательностью,

    Автор

  15. Спасибо что доходчиво объяснили суть статьи. Но нельзя же только ждать и надеяться на признание геноцида, этого может никогда не произойти. Какой иммунитет нам нужен от этого мирового передела, какие ресурсы мы можем задействовать чтобы сохраниться? Ведь не на Адыгэ Хасэ же надеяться. Нам нужны свои « вольные каменщики » и желательно за пределами РФ, тоесть какие нибудь рычаги, костяк людей для влияния на черкесский мир. Да я согласен, что у большинства черкесов сработал инстинкт самосохранения, у молодежи как никогда пришло самосознание, но как этим воспользоваться, как направить в нужное русло?

  16. Адыг Черкесов  23 октября 2014, 19:13   0

    Всегда пожалуйста )

    Да, у нас пожалуй нет миллионной армии и ядерного оружия, да что там, мы находимся под постоянным "присмотром". И наверное затея бессмысленной войны ни к чему не привела-бы, кроме сцены на этой картине. Но у нас есть кое-что сильнее чем какие-бы то ни было средства уничтожения, это мы сами, нам надо лишь вспомнить кто мы такие!

  17. Да, у нас пожалуй нет миллионной армии и ядерного оружия, да что там, мы находимся под постоянным "присмотром".

    Чтоб побеждать своих недругов, достаточно иметь свое учреждение и быть на стороне правды. "Врага нужно знать в лицо" (а предпочтительнее еще и в "адресс")))

    Мысли, слова и дела каждого из Вас переживут свой источник.

    "У Вас всегда есть два выхода, даже если вас съели." Под "присмотром" - все, включая и тех кто за нами "присматривает". С какого языка переводить ключевое слово первого предложения Диомед знает.

    Отличная статья. Спасибо автору и всех благ. - Verba volant, scripta manen t-

  18. Адыг Черкесов  25 октября 2014, 01:09   0
    Bibars:

    Спасибо что доходчиво объяснили суть статьи. Но нельзя же только ждать и надеяться на признание геноцида, этого может никогда не произойти. Какой иммунитет нам нужен от этого мирового передела, какие ресурсы мы можем задействовать чтобы сохраниться? Ведь не на Адыгэ Хасэ же надеяться. Нам нужны свои « вольные каменщики » и желательно за пределами РФ, тоесть какие нибудь рычаги, костяк людей для влияния на черкесский мир. Да я согласен, что у большинства черкесов сработал инстинкт самосохранения, у молодежи как никогда пришло самосознание, но как этим воспользоваться, как направить в нужное русло?

    Понятия не имею. Все что нужно придется создавать собственными руками, а для этого сначала определить, самим, что-же действительно нужно. Никто не подарит нам какого-нибудь Сосруко который взмахом меча сокрушит все наши проблемы или Бадыноко который мудрым словом укажет как устроится в этой жизни. Мы можем полагатся только на свои скромные силы, хотя я посоветовал бы каждому надеятся только-лишь на себя, разумеется в том случае если у вас нет настоящего друга.

    Вот пример моего видения, у меня все достаточно просто: 

    1. Прежде всего Адыгагъэ, уважение к предкам, абсолютное принятие их веры и ценностей, их образа жизни, любить и ненавидеть как они, то-же, что и они.

    2. Если первое условие выполнено, дальше можно искать новые пути.

  19. Адыг Черкесов  25 октября 2014, 01:12   0
    Arminius:

    Да, у нас пожалуй нет миллионной армии и ядерного оружия, да что там, мы находимся под постоянным "присмотром".

    Чтоб побеждать своих недругов, достаточно иметь свое учреждение и быть на стороне правды. "Врага нужно знать в лицо" (а предпочтительнее еще и в "адресс")))

    Мысли, слова и дела каждого из Вас переживут свой источник.

    "У Вас всегда есть два выхода, даже если вас съели." Под "присмотром" - все, включая и тех кто за нами "присматривает". С какого языка переводить ключевое слово первого предложения Диомед знает.

    Отличная статья. Спасибо автору и всех благ. - Verba volant, scripta manen t-

    Я ничего не знаю, и многое в вашем сообщении осталось для меня загадкой, да еще недосказанной, просветите

  20. .Я ничего не знаю, и многое в вашем сообщении осталось для меня загадкой, да еще недосказанной, просветите

    Но у нас есть кое-что сильнее чем какие-бы то ни было средства уничтожения, это мы сами, нам надо лишь вспомнить кто мы такие!

    Просвящайтесь и вспоминайте! Только пожалуйста с максимальным ускорением - времени маловато.

  21. Арджуна  25 октября 2014, 10:43   0

    Ник поменал, чтоб те кто за нами "присматривает" (юридически не смогли обвинить в офтопе))

    http://www.youtube.com/watch?v=12Bf62IuSrc  Это, чтоб легче было понимать, вспоминать и просвящаться.

  22. В апреле этого года в Нальчике был расстрелян полицией в спину местный предприниматель и общественный деятель Хызыр Бегиев, известный среди населения своей борьбой против нелегальной продажи аптеками наркотических препаратов. Ему в спину было выпущено 5 пуль.

    По официальной версии, Бегиев открыл огонь по сотрудникам полиции в ответ на их безобидную просьбу предъявить документы и был ликвидирован ответным огнем. В ходе инцидента никто из правоохранителей не пострадал.

    http://kavpolit.com/articles/liricheskaja_smert-9512/

  23. Арджуна:

    Ник поменал, чтоб те кто за нами "присматривает" (юридически не смогли обвинить в офтопе))

    http://www.youtube.com/watch?v=12Bf62IuSrc  Это, чтоб легче было понимать, вспоминать и просвящаться.

    Ну вот, сам себя и сдал))))

  24. Прежде всего, соглашусь с критическими замечаниями, но прошу иметь в виду, что некоторая иносказательность вызвана особенностями российского законодательства. Из-за этого местами "витиеватые" формулировки заслоняют суть излагаемого - это, конечно, относится к недостаткам стиля данной работы, увы.

    Уважаемый Автор, российское законодательство в последнее время так стремительно трансформируется и мутирует (вместе с "законодателями" (вызывая острые приступы мезантропии))), что боюсь,  Вашу работу, которая может появиться чуть позже, перевести с публицистического на человеческий язык, не смогут совместными усилиями и Адыг Черкесов с Черкесом Адыговым.

    Наблюдая, как растет наша "витиеватость" на фоне упадка всего остального, бывает так отвратительно осознавать себя сегодняшнего.  Ни пора-ли со всем этим заканчивать?

    "Фи Шх1эхэр Къэф1ат Маржэ ! "   широта- N 44.25926  долгота - Е 41.90179

  25. Ну вот, сам себя и сдал))))

    Могу это себе позволить. Вам пока так баловаться не советую.

  26. Посыл статьи правильный. Она дает верный вектор для дисскусии, а главное деятельности чересских организаций. Ранее высказывал одно замечание, в контексте статьи будет кстати его напомнить. В период развала СССР, грузины, молдаване, армяне и другие смогли взять независимость. Объективно, черкесы в тот период не могли этого сделать. Вопрос том, что бы следующий шанс (а он как отмечает автор статьи весма реалистичен) черкесы смогли. Что для этого надо? Нужна дискуссия в этом направлении. 

  27. Автор  01 ноября 2014, 19:24   0

    Уважаемый Arminius, лично я известных норм российского законодательства не опасаюсь, так как в некотором смысле недосягаем для его применения. Не хочу лишь создавать другим проблем, чем и вызвана (возможно, и справедливо) высмеянная Вами "витиеватость" изложения. Видимо, Вы не знакомы с особенностями публичности и её последствий, чем и объясняется позиция. представленная в комментарии.
    Как верно заметил уважаемый g.on2022 данный внешне немного бессвязный текст - приглашение к дискуссии о современном положении в мире и наилучшем образе действий для адыгов в его контексте. В этой связи хотелось бы обратить внимание на специфику момента:
    1. Выборы в ДНР и ЛНР неизбежно повлекут санкции и дальнейшую эскалацию конфликта;
    2. Через эскалатор украинского кризиса последует обострение по всем векторам, и особенно южному, признаки чего уже наблюдаются;
    3. Выборы 5 ноября в американский конгресс знаменуют начало президентской предвыборной гонки - 2016, что обязательно вызовет ожесточение противостояния;
    4. Поэтому признание геноцида адыгов является установлением и закреплением прав изгнанного народа, среди которых важнейшие - право на возвращение и право на этническую территорию. В создавшихся условиях работа по признанию геноцида становится практически единственным нашим политическим инструментом, имеющем в будущем значимые правовые последствия.
    5. Нам нужно защищать наше наследие. Сегодня по указанию Кадырова во всех документах и картах переименовывается "Черкесский хребет" (так на чеченском называется Терский хребет), в Гагре вам никто не расскажет, кем были высажены и почему так называются Черкесские сады, в КЧР вовсю пропагандируется, что черкесскую породу лошадей селекционировали карачаевцы, а в музее Абхазии, расположенном в Новом Афоне, можно увидеть репринт "древней армянской карты" размерами 2х3 метра, где весьма развашисто обозначена Джихетия и вовсе, то есть совершенно, отсутствует Черкесия. Наше наследие похищают, и нельзя на это не реагировать.

  28. Джигетия - это Зихия

  29. 28 + 14 = 42  02 ноября 2014, 04:45   0

    127. Из “Обзора политического состояния Кавказа 1840 г.”.

    1840 г.

    Горские народы, обитающие на западном Кавказе по Черноморской прибрежной линии против правого фланга и центра Кавказской линии.

    Наименование племен, владений и обществМеста ими занимаемыеНародонаселениеВера, политическое состояние, степень покорности и образ правления  

     

    ПокорныхПолупокорныхНепокорныхВсего  4. Садзен (Садзуа) или Джики (Джигеты).Обитают по берегу Черного моря от укр. Гагр до реки Сочи. Саша же на р. Сочи.——12.00012.000Садзен и Саша не покорны, и в настоящее время с упорством защищают свою независимость, народ воинственный.

    http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1800-1820/Dvizenie/121-140/127.htm

  30. Джигами / джигетами в Закавказье называли адыгов. Это название происходит от слова Зихия и распространяется на всех жителей Черкесии. В XIX веке во многих источниках название джигет обозначает абазин Черноморского побережья. По этому в армянской карте нет ничего странного.

  31. Тот же  02 ноября 2014, 19:14   0

    На упомянутой мною карте Джихетия простирается почти до Дагестана, захватывая Пятигорье, Большую и Малую Кабарду. И датируется данный "документ" XVI веком - эпохой Ивана Грозного. Т.е. когда географам, и не только армянским, были известны как Кабарда, так и Черкесия в широком смысле.

  32. Впрочем, здесь, видимо, вопрос терминологии, поэтому не стану настаивать.
    Собственно, речь идёт о том, что актуальная ситуация предоставляет нам исторический шанс на международно-правовую оценку нашей трагедии, и его необходимо использовать.

  33. http://www.novayagazeta.ru/comments/66388.html

    .. "Если применить термины фонетики не только к языку, но и к обществу, то оно делится на три разряда: гласные и звонкие и глухие согласные"...


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Вход Зарегистрироваться