Ночь зимнего солнцестояния у черкесов. Раньше и сейчас. 7

"Это прежде всего незримая связь с моими предками".


А это - боярышник с семью свечками в современном вариантеЧеркесы возвращаются к своему древнему празднику Дыгъэгъазэ (Созрэш). Праздник еще не стал официальной традицией, но уже отмечается кампаниями близких друзей в новом качестве. Уже нет былых старцев, возносящих свои молитвы древнему божеству, как и нет древних деревняных фетишей, извлекаемых из амбаров. Но в этом празднике самое ценное - это атмосфера теплоты и единения, И именно поэтому он становится востребованным. Возможно, ему суждено красивое будущее и он займет свое место среди таких новых памятных дат, как черкесский новый год или День памяти 21 мая? Многое зависит от контекстов, и мы живем в интересное время, чтобы это наблюдать... 

Праздник Дыгъэгъазэ связан с зимним солнцестоянием и отмечается в ночь с 22 на 23 декабря. К вечеру 22 декабря во дворе принято было украшать ствол боярышника (или молодого грушевого дерева) с семью ветвями. На каждой ветке укреплялась восковая свеча, а верхушка ствола украшалась круглым копченым сыром.

Свечи зажигала самая младшая из замужних женщин в семье. При этом женщина должна быть все время обращена лицом к востоку. Если замужних женщин в доме нет, то зажигала свечи младшая девочка. Если праздник встречают только мужчины, то свечи зажигает младший.

В честь праздника самый старший и уважаемый член семьи (Тхьэмадэ) произносит ритуальное приветствие-молитву, обращение (хох- Хъуэхъу), после чего боярышник заносится в дом, где начинается семейное застолье. Обрядовым напитком в эту ночь является белое вино (санэху). Праздник не ограничивается семейными посиделками — отмечали и на улице, и в ауле. Эту ночь надо в кругу семьи или друзей.

Дюбуа де Монпере, швейцарский француз в своем шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа», изданном в 1839 — 1843 г.г. в Париже, писал об этом празднике:

«Сеосерес (адыгейское souzeref — пророк, посредник между богом и людьми) — большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и воды; его особенно почитают шапсуги и натухаджи (натухайцы- НН). Его образ — молодое грушевое дерево, срубленное в лесу, которое несут, обрубив ветки и оставив только суки, к себе домой для того, чтобы поклоняться ему, как божеству — покровителю стад.

Почти в каждой семье есть такое божество; осенью, в день его празднования, его торжественно вносят в дом при громе инструментов, употребляемых для религиозных церемоний, и радостных криках всех обитателей жилья, поздравляющих божество с благополучным прибытием; оно уставлено маленькими свечками, и на его верхушке прикреплен круг сыра; вокруг него пьют бузу, едят, поют; затем его отсылают обратно, водворяя на старое место во дворе, где, прислоненное к изгороди, без всяких знаков своего божественного происхождения, оно проводит все остальное время года».  

Николай Дубровин, русский генерал, с окончанием Кавказской войны прикомандированный к Главному штабу русской армии для написания работ в том числе и по истории присоединения Кавказа к России, в своей книге «Черкесы» на основании известных ему исторических источников также описывает этот праздник:

«Почти в одно время с нашим праздником Рождества Христова черкесы совершали празднование в честь Созериса, божества покровительствующего хлебопашцам, обилию и домашнему благосостоянию. Пришествие Созериса ожидалось и ожидается до сих пор с особенным благоговением, и существует поверье, что он отправился пешком по морю, и точно также возвратится. Олицетворением этого божества служил деревянный обрубок, с семью суками, вырубленный непременно из дерева, известного под именем гамшут. Обрубок этот, в течение целого года, тщательно сохранялся в амбаре каждого дома, и, кроме того, был еще общий, принадлежавшей всему селению.

Вечером, накануне праздника, одна из молодых женщин, преимущественно из последних новобрачных в селении, одевшись в самое нарядное платье, отправлялась в дом, где находился общественный обрубок. 

Имея в руке зажженную свечу, непременно из числа оставшихся от прошлогоднего праздника, она зажигала ею все свечи, прилепленные на обрубке, и соблюдала при этом правило, чтобы, при зажигании свеч, лицо ее было обращено всегда на восток. Осветив весь дом, женщина выходила из него, запирала за собою дверь и становилась с наружной стороны, у двери, так что закрывала собою вход в дом. Толпа народа собиралась между тем вокруг нее. Хромой старик брал в руки палку, унизанную восковыми свечами, и обращался к святому.

— Ай, Созерис! — восклицал он, — отверзай нам двери (ай Созерис, пчерухи тхечах).

Народ вторил словам старца. Тогда молодая женщина отворяла двери и толпа входила в дом. Старик, с палкою, зажигал бывшие на ней свечи, читал молитву, а в доме и вне оного зажигали костры. По окончании молитвы, народ расходился по домам, неся с собою зажженную свечу.

В самый день праздника, все члены семейства собирались вечером в амбаре, где каждый хозяин, с непокрытою головою, выносил своего идола на середину. К каждому суку его прилеплял по одной восковой свечке, приготовленной заранее из желтого воска. В каждом доме на полках хранились для этого, в течение целого года, куски желтого воска; под полками висели особые деревянные сосуды, назначенные исключительно для возлияния. Вместе со свечами, к тем же сукам обрубка привешивались пирожки и кусочки сыра.

Убравши таким образом своего истукана, хозяин, с торжеством и в сопровождении всех своих домочадцев, вносил его в саклю. Поставив его на подушках посреди комнаты, все присутствующие члены семьи, без различия пола и возраста, взявшись за руки, окружали обрубок, а хозяйка читала молитву.

— Созерис! — произносила она, — благодарим тебя за урожай нынешнего лета, молим тебя даровать и в будущие годы обильную жатву. Молим тебя, Созерис, охранять наши хлеба от кражи, наш амбар от пожара.

Молитва эта произносилась с расстановками, при которых окружающие идола делали движения вокруг него и произносили в один голос: Аминь.

Замечательно, что после молитвы идол терял сразу всю свою святость и значение; его относили обратно в амбар, без всяких почестей, и сохраняли там до праздника следующего года. Члены семейства садились за ужин и, пользуясь праздником, уничтожали много пищи и вина». 

Аксана Бжедугова, отметившая этот праздник в этом уходящем году с друзьями, рассказала, что в их семье всегда отмечали праздник солнцестояния - и черную курицу резали, и за стол садились.

«Про все подробности праздника дыгъэгъазэ я узнала уже в последнее время. Мы например, дома никогда не украшали боярышник, не пили белое вино. но традиция зарезать курицу, сказать хъуэхъу, сесть в семейном кругу и попросить счастья - она всегда была. Для меня это прежде всего незримая связь с моими предками, продолжение традиций, я считаю, что совместная трапеза, когда соблюдены все традиции, сближает и привносит в дом достаток, тепло, больше друзей». 

 

Кавказский узел



Комментарии (7)


  1. Тхьауегъэпсэу Наима, сыдэу ухъупхъа! Илъэсык1э мафэ Тхьам утрегъахь!

  2. Упсэу, утхъэж Наимэ! Адыгэу дыщыщытам, хабзэф1хэр тхэлъу щытащ!?!?!? Унагъуэм гуапагъэр, гуф1эгъуэр изгъэлъ махуэщ1-ДЫГЪЭГЪАЗЭР! БЗЭР зэдгъэщ1эжу, ХАБЗЭР зыхэтлъхьэжмэ, АДЫГЭ дыхъужмэ, УНАГЪУЭ къэск1э дгъэлъап1эу щ1эддзэжынщ! 

  3. Бэслъыней  27 декабря 2014, 21:50   0

    Аллахьэм Уипсалъэ Зэхегъэх, Adamey !!!

  4. хьап1ат1  29 декабря 2014, 00:28   0

    небыло у адыгов этого  *белое вино..., в семейном кругу* и т.д и т.п. тем более во времена дубровина и монпере!

  5. Еще в XIX в фиксируется: красное вино употреблялось по самым разным случаям, белое вино - только по праздничным.

    Особенно славилось убыхское белое вино - они в этом деле считались мастаками.

    Всех с Праздниками! Хорошего Нового года!

     

  6. хьап1ат1  29 декабря 2014, 00:47   0

    что-то не верится, чтобы молодой адыг  в кругу семьи с отцом за столом  пил белое вино в то время. Это противоречит нормам хабзэ!

  7. хьап1ат1, ничего не могу сказать по поводу этикета во время праздника. но праздники, как исключительные дни, часто бывают особыми и в смысле поведения. Но тут пас, как уже написал выше. Лучше проконсультироваться у специалиста.

    Мое замечание касалось только факта производства и употребления вина - это фиксировали современники. Как происходило само винопитие - увы, не знаю.


Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Вход Зарегистрироваться