Наима Нефляшева: Нужно осмыслить опыт СССР в работе с кавказскими диаспорами

Социальная и политическая ситуация в республике Адыгея в национальном черкесском контексте. Комментарий старшего научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наимы Нефляшевой.

С вычленением СКФО из ЮФО Адыгея незаслуженно оказалась обойденной масштабными проектами, рассчитанными на Северный Кавказ, и осталась в тени экспертного внимания.

Черкесская проблематика, актуализированная Олимпиадой- 2014, в 2000-е гг. оставалась единственной темой, за счет которой республика хоть как-то попадала в фокус экспертного обсуждения.

Между тем здесь происходят все те же процессы, как и на остальном Северном Кавказе. Правда, в других масштабах и другой динамике.

Социальное напряжение частично снимается близостью Краснодара и Черноморского побережья Краснодарского края. Соседний регион «поглощает» амбициозных молодых людей, не находящих работы в родной республике.

Многочисленные рейтинги, появившиеся в последнее время, призванные создать и транслировать имидж якобы экономически процветающей республики, с мифическими высокими для региона зарплатами учителей и врачей, не вызывают доверия.

Достаточно проехать по республике, чтобы увидеть, какое удручающее впечатление своей запущенностью производят когда-то процветавшие станицы и аулы. Население живет в целом сложно, а иногда и просто бедно.

Я думаю, что для Адыгеи по-прежнему не исчерпаны ресурсы туризма, о потенциале которого говорится еще со времен президента Аслана Джаримова.

Большое количество баз и отелей, появившихся в горах, лишено современных сервисов, таких, например, как интернет-бронирование. Не развита туристическая инфраструктура.

Часто новостройки агрессивно наступают на окружающую природу, не всегда вписываются в нее и эстетически. В последние годы ведутся поиски туристических брендов, которые были бы способны вывести республику во вне, но пока заметных подвижек я не наблюдаю.  

Нуждается, на мой взгляд, в обновлении и кадровая политика. Всякого рода кадровые официозные резервы тут ни при чем.

В республике появилось огромное количество чиновников, чей опыт и квалификация, уровень знаний и компетенции не соответствуют занимаемым позициям, а карьерный успех определяется близостью к тому или иному клану.

Думается, пришло время пересмотра концептуальных подходов к черкесской диаспоре. «Фольклорно-этнографические» рамки, избранные для нее еще во времена советского общества «Родина», сегодня стали явно тесны.

В современных условиях диаспора может рассматриваться как серьезный экономический ресурс и как эффективный инструмент российского влияния на Ближнем Востоке.

Правда, для того, чтобы этот потенциал сработал, нужны серьезные перемены в методологических подходах федерального центра и, я не побоюсь этого сравнения, осмысление на новом уровне идеологического опыта работы с кавказскими диаспорами во времена СССР.

Наконец, еще одна тенденция, на которую нужно обратить внимание — в республике идет исламизация молодежи.

Есть все основания считать, что Адыгее удалось избежать внутриконфессионального конфликта и не повторить сценария Дагестана и Кабардино-Балкарии.

Появились успешные молодые люди, их очень много, у которых религиозное исламское мировоззрение сочетается с успешной адаптацией в светском обществе.

Важно активно вовлекать их в общереспубликанские проекты, рассматривать как ресурс, способный противостоять радикализации исламской молодежи.

Кавказская политика

Комментарии 31

  1. Упсэу, утхъэж, НАИМЭ! Кумпщ1э хэлъу, кууэ, 1упщ1эу, к1эщ1у, ТХЫГЪЭ ЩЫПКЪЭ, ди пащхьэм къиплъхьащ. ХЭКУЖЬЫМ, щыпсэу АДЫГЭХЭМ, нэхъыщхьэу, илъэс т1ощ1ит1ым (40) щ1игъуахэм, ди щ1эблэхэм щхьэк1э, ХЭХЭСУ псэу ди лъэпкъэгъухэм щхьэк1э, пыухык1ау, АДЫГЭ ЛЪЭПКЪЫМ и ПЩЭДЕЙМ щхьэк1э, 1УЭХУ зэрыдмыщ1эм, ГУЭНЫХЬ телъщ!!! ХЭКУМ, ЛЪЭПКЪЫМ хуэгъэзауэ, Урысей Федерацэм зы1УЭХУ зэрихуэнукъым, дэ къытхэк1ауэ 1ЭНАТ1Э зы1ыгъхэми я ЩХЬЭ 1уэху зэрахуэ къащыхъужу, я ЩХЬЭРИ, ДЭРИ дыкъагъапц1э! Ди АДЫГЭ 1УЭХУР ипэк1э зыгъэк1уэтэфынур, ТХЬЭМ иужьк1э, ДЭРАЩ-ЕЗЫ АДЫГЭ ЛЪЭПКЪРАЩ! ХЭКУРЫСХЭМ ди ЗЭХУЭС, ХАБЗЭМ тету гъэхьэзырауэ зэхэшэпхъэщ!   

  2. Каукас  22 января 2015, 15:42 0

    http://www.rg.ru/2015/01/22/patriarh-anons.html

    То-есть по мненю Гундяева Жириновский защищает "базовые ценности"? Значит фашистский призыв обыскивать Кавказцев, едущих в Москву, фашистский призыв к ограничению рождаемости, фашистская радость по поводу фашистских погромов - это для Гундяева тоже ценность, или нет? Неужеле он - кадровый кагебешник - не осведомлён о выходках Жириновского?

  3. Каукас  22 января 2015, 16:30 0

    Христианскую литературу читал, в Ветхом завете есть расизм к неевреям, но в Новом завете нет расизма вообще, его нет в учении Иисуса Христа. Он даже рассказывал притчу о добром самарянине, а самарян не любили многие еврейские расисты, и по некоторым данным в день рассказа этой притчи еврейские расисты были в слушавшей Христа толпе, и они засмеялимсь, когда Христос сказал, что будет рассказывать о добром самарянине

    Далее заповеди:

    - Возлюби Ближнего своего, как самого себя. Кто ближний не уточняется, но так как Христос косвенно призывал пускать и кормить путников, а также назвал себя Сыном Человеческим, то-есть Христос считал ближним любого Человека, независимо от расовой принадлежности

    -Не сотвори себе кумира и всякого подобия на Земле, на Небе, под Землёю, в Водах. Таким образом поклонения какому-либо оттенку кожи - то - есть расизм - являются сотворением кумира

    - Блаженны миротворцы, ибо они войдут в Царствие Небесное

    В упор расизма не вижу, наоборот.

    Таким образом Гундяев должен был решительно осудить все приведённые выссказвания Жириновского и сразу после выссказываний, и на конференции в Думе

     

  4. Каукас  22 января 2015, 17:03 0

    Высшие Власти России сейчас мощно требуют от властей Польши извинений за слова министра. Не спорю, правильно. Но когда они от губернатора Краснодарского края Ткачёва также мощно извинений потребуют за его очевидную чеченофобию? А от думца Жириновского за призыв к "разоружению" также мощно когда извинений потребуют?

  5. Каукас, какой смысл задавать риторические вопросы руководству королевства лицемерия?

  6. Каукас  22 января 2015, 17:31 0

    Не знаю. Олег Греченевский (или Греченёвский) в книге "история нашего демократического режима" пишет, что вся серьёзная власть в России у кагебешников. Это типа монархии, Слава Богу, что только не по наследству власть передаётся. И может тянуться веками. В соединённых штатах Америки власть капиталистов, чем крупнее, тем больше власти. У нас кагебешников. А про лицемерие Вы хорошо сказали

  7. Каукас, по наследству или нет мы еще не знаем. Вот подрастут отпрыски монарха, тогда станет ясно.

  8. Каукас  22 января 2015, 18:05 0

    Да, есть два интересных государственных фактически монархических режима:

    - Азербайджанский (смесь кагебизма и фашизма - не пускает в страну Людей с армянскими корнями, и не чтит память жертв погромов из числа этнических меньшинств в столице и окрестностях)

    - Северокорейский - неосталинизм усиленный, по некоторым данным (статься население корейской народно демократической республики в энциклопедии википедия) тоже с элементами фашизма, то есть травли за происхождение, пусть и без этнической подоплёки 

    Там и там вполне по наследству. Может ещё в какой-то стране дочек вождя назорвут хранительницами базовых ценностей и вековых устоев

  9. Джордано Бруно  22 января 2015, 18:06 0

    Может не стоит спешить? С Яценюком переводчики уже опростоволосились.


    Ихлов Евгений

    Об издевательствах над словами министра иностранных дел Польши Гжегожа (Григория) Схетына о том, что комплекс лагерей смерти у городка Бжезинка освобождали украинцы. Освобождал 1-й Украинский фронт. Но я хочу напомнить забытое выражение "трофейные солдаты" - это пополнение Красной армии мобилизацией на отвоеванных (освобожденных территориях). На неоккупированной то почти только дети и старики и остались. Сотни тысяч украинских и белорусских пленных немцы отпустили в 1941 году по домам. Молодежь не всю превратили в остарбайтеров. Поэтому мобрезерв был. Следовательно, если 1-й Украинский год шёл по Украине, то и пополнялся он украинской пехотой. Она и пошла в январский прорыв 45 года, истекала кровью при осаде Бреслау, штурме Берлина и броске на Прагу.

  10. Каукас  22 января 2015, 18:27 0

    Я не читал оригинала, что сказал министр. Сейчас есть электронные переводчики, можно поискать польское государственное новостное агентство, и перевести новость.

    Просто Европу освобождали не только жители Україны, думаю, что аморально их разделять и говорить, что "от Вас ерунда какая-то, всего столько-то человек погибло, а от них аж столько-то"

    Не важно, из Оклахома-Сити боец, или из Худжанда боец, или из Карпогор боец, важно, что он погиб в борьбе с гитлерзмом

  11. Джордано Бруно  22 января 2015, 20:55 0

    Речь в данном случае не о переводе. В России позволяют себе на высшем уровне заявлять, что Россия и без остальных советских республик смогла бы победить Гитлера. И ничего,никто не жалуется, все привыкли.

    А если дело обстояло так, как написал Ихлов, то у польского министра были основания сказать то, что он сказал. Речь не о обо всей Европе, насколько понимаю, а о конкретном случае.

    Впрочем, кого-кого, но не украинцев с поляками сейчас следует обсуждать или обвинять. Всех благ.

  12. Мухарбек  23 января 2015, 01:42 0

    Как же сильно в Кремле оскорбились на слова польского министра, что Освенцим освободил 1-й Украинский фронт, т.е. украинцы. И я понимаю их обиду. Но почему, когда величайший политик современности, несколько лет назад отвечая на вопрос Хирурга-антимайдана сказал: "что мы бы всё равно победили и без них (без Украины) в ВОВ"  это почему-то никого у нас не покоробило? Значит более 6 миллионов жертв украинцев были напрасны? Зачем тогда они воевали? Украина и Белоруссия в процентном отношении пострадали больше всех от ВОВ. Свою довоенную численность они восстановили только к 80-м годам. Если бы РСФСР (как заметил  ВВП) победила бы в войне даже без второй по численности республики Союза, то что уж говорить за маленькие кавказские народности, насчитывавшие по нескольку десятков/сотен тысяч человек? То без них тем более бы справились. Зачем тогда призывали их на фронт? Зачем тогда депортировали многие народы за якобы отказ служить в Красной армии и пособничестве оккупантам? Вот когда в Кремле замечают несправедливость по отношению к себе, было бы неплохо, чтобы они со своей стороны не высказывались тоже в оскорбительном тоне по отношению к другим. Лично меня то высказывание ВВП оскорбило очень сильно, хоть я адыг, а не украинец. Получается и без моих двоих дедов они бы победили? И без всех адыгов, которые стали самой "героической" нацией СССР в ВОВ (по количеству Героев СССР на душу населния), и без всех остальных народов СССР и без кавказца в роли Главнокомандующего? Зачем тогда всех призывали? Чистейший шовинизм. Но за собой они этого не замечают, а за поляками всегда пожалуйста. Возвращаясь к словам польского министра, думаю, что он просто троллил российскую сторону.

  13. Давно достала вся эта ежегодная пошло-лицемерная истерия вокруг очередной не помню уже какой по счету даты "Великой Победы". 2МВ была жуткой бойней в которой все были хороши - это безумно интересный эпизод мировой истории, если рассматривать его не через призму российской пропаганды, а  пытаться разобраться в этом феномене без шор. Но ведь в Росии этого даже не позволят теперь сделать.

    Кстати, занятно, что 150 раз напомнить об уничтожении Черкессии Россией нельзя - "давно", "никто из живых не имеет отношения", "пора забыть", "уже другая страна", а 70 раз упиваться победой над Германией - можно и нужно и оказывается даже младенцы вполне себе сопричастны действу и страна та же самая.

    Причем, после очередного убого-роскошного парада "победы", вся верхушка страны садится в свои немецкие лимузины с мигалками и под охраной немецких же машин сопровождения уезжает гудеть на банкет. Пока в стране еще были ветераны в достаточном количестве, многие из них, в это же время, обычно пытались сводить концы с концами в своей убогой беспростветной жизни, которой их отблагодарили власти за победу, попутно кинув через тот же Сбербанк.

    Но в этом году разбежались все таджики - кто асфальт после танков будет чинить? Кстати, таджики тоже "народ-победитель", если кто забыл.

    Георгиевская ленточка окончательно стала знаком современного российского фашизма, кичевым проявлением которого является новое "движение" "Антимайдан" - банальная черносотенная банда штурмовиков, которая будет кормиться за счет налогоплательщиков, если таковые еще в стране остались.

    Россия окончательно превратилась в настолько неприятную во всех отношениях страну, что сложно сказать, сколь надолго в ней еще стоит задерживаться, в принципе. 

    Что касается Гундяева, так то ли он, то ли его предшественник, и вовсе объявил вторжение немцев и гибель десятков миллионов жителей СССР  - божьей карой за то что большевики не уважили попов. Т.е. все правильно, все по понятиям, авторитет в виде Бога свою братву в виде попов просто так на поругание отморозкам-большевикам не дал, а создал Гитлера, чтобы покарать русский народ-богоотступник. Остальные, включая евреев с цыганами, вообще тут не в счет - это личные дела православных с Богом. Вот такая маразматичевкая версия 2МВ скоро видимо пойдет в российские школы.

  14. Каукас  23 января 2015, 16:06 0

    1. Как сказал кто-то "В России большое количество высших властей в истории вспоминало в положительном ключе представителей всех этнических меньшинств только тогда, когда был общий повод умереть за Империю.

    2. По моим исследованиям в соединённых штатах Америки похожая ситуация - там власти нынешнего государства начали хвалить индейцев как Патриотов Америки во время Второй мировой войны. Это кстати повод задуматься тем, кто ждёт спасения от какой-либо империи со стороны соединённых штатов Америки.  Да, власти той страны могут создать где-то марионеточное государство, но вот насколько там хорошо жить - сложный вопрос (вот например человек по имени Александр, ведущий журнал Puerrtto.Livejournal.Com был в Косове, можно его спросить

    3. Справедливости ради непосредственно высшие власти России не опускаются до того, что-бы говорить, какой этнос внёс в Победу больше, а какой меньше, в этом их обвинять не стоит. Но что они точно делают:

    а. Часто со чванством напоминают другам государствам "от Вас погибло меньше"

    б. Не затыкают рты сталинистам, и допускают ставить памятники  Сталину. Это оскорбляет тех Людей, кто вернулся с войны, и был сразу выслан Сталиным в грузовом вагоне за не-нравящуюся ему этническую принадлежность

  15. Каукас  23 января 2015, 16:16 0

    5. Далее: Да, праздник Победы в России превратился в имперско-шовинистическую свистопляску: Идут строем солдаты, не какого отношения ко Второй Мировой не имеющие, перед Главнокомандующим, непосредственно не какого отношения ко Второй Мировой тоже не имеющего. Демонстрация имперской силы.

    По телевизору тоже текстом несколько лет назал со чванством показали потери по странам, и Советский Союз в последнюю очередь. При этом вроде суммарных потерь не показали.

    А по совести надо вообще без стран, так:

    - Потери военных сил агрессоров (без учёта потерь среди профессиональных головорезов зондеркомманд, их жалеть нечего)

    - Потери военных сил Антигитлеровцев

    - Суммарные военные потери

    - Потери гражданского населения от войны и геноцида

    - Суммарные потери

    Ещё коробит от того, что перед минутой молчания говорится только о продолжительности Великой Отечественной войны (кстати, почему только отец-отечественной, а как-же женщины Косьмодемьянская, Руднева, Молдагулова например?), а предшествующий захват Гитлером запада Польши - это так, ерунда для Высших властей России получается, судя по тексту минуты молчания

  16. Каукас  23 января 2015, 16:26 0

    6. Да, это мы солышали про "отступничество". И что наступление гитлеровцев на Москву прекратилось после церковного молебна слушали от Путина даже. Да, на самом деле интересно получается - холокост в Германии-Деутсландии и уничтожение там евреев, цыган, тяжелобольных - тоже - по мнению Гундяева или Редигера - произошёл из-за за деклерикализации в Советском Союзе. А в Польше? А в Чехии? А в Югославии? А в Греции? А в Венгрии-Мадйар, А в других местах? Или без деклерикализации Гитлер не посмел-бы напасть на Советский Союз?

    7. НО вроде антимайдан гоняет сторонников фашиста - бизнесмена Алексея Навального? Хотя по мнению другого фашиста  - лидера партии западных выбор Константина Натановича Борового, тот первый фашист - кремлёвский проект. По мнению коммуниста Ивана Лоха он имеет шанс (не дай Бог) дорваться до власти http://1917.com/XML/UVSlAMhsh7my5qZ+vVR-0xFRKr0.xml

    Хотя, думаю, действительно этот "антимайдан" кагебешники могут обкатать на радикальных буржуазных фашистах, а затем использовать и в борьбе с прогрессивными силами

  17. Каукас  23 января 2015, 16:32 0

    Да, интересно получается вся-же: Неужеле все погибшие например на Голубой Даче в Невеле были атеистами, и не было не одного христианина или иудея. Не верю попу.

    А Россия действительно неприглядная страна. В 198Х тоже было неприглядно, но там хотя-бы Жириновский с Ткачёвым открыто не оскорбляли людей, и в разы меньше погибало людей от рук боевых фашистов (интересно, много-ли была убийств фашистами-маньяками такого рода, как на станциях Лианозово и Гривно близ Москвы?). Что-то мне кажется, что много меньше. Хотя в 198Х ещё ставились высшими властями Советского Союза препоны на пути возвращения высланных крымских татар, не было и реабилитации людей с немецкими коррнями, тоже высланных; да и выездные визы хорошим явлением не назовёшь. Вот и думай что лучше

  18. Ришелье  23 января 2015, 22:41 0

    Каукас, вы хотите объяснить, что "Штаты еще хуже России"? Так не волнуйтесь, вряд ли здесь кто-то рассчитывает стать вторым Пуэрто-Рико.

  19. Каукас  23 января 2015, 23:43 0

    Насчёт соединённых штатов Америки сказать сложно. С одной стороны тамошние высшие власти в истории отметились фашизмом в яркой степени, а также убили много мирных людей на разных континентах. Высшие власти России (нынешние) тоже деле убийств преуспели неплохо. Но зато в соединённых штатах Америки  (насколько я знаю) сейчас нет аналогов депутата государственной думы Владимира Вольфовича Жириновского и губернатора Краснодарского края Ткачёва; также откровенные фашисты, насколько я знаю, не лезут на посты мэров Нью-Йорка и Вашингтона

  20. Каукас  24 января 2015, 00:00 0

    Ещё у высших властей Соединённых Штатов Америки странная внешняя политика: Иногда они поддерживают новые государства (Косово), и иногда не поддерживают (Абхазия,Южная Осетия, Приднестровье). Во всех случаях предпосылками к независимости был факт того, что у большинства населения нового государства родной язык не совпадал с родным языком большинства населения столицы и большей части того государства, от которого отделилось новое государство.

    То - есть причины одинаковые, а признание разное

    Тем не менее такое расхождение в признании. Кстати высшие власти России грешат тем-же

    Как мы видим, высшие власти двух искомых государств очень похожи. Даже военные операции в Афганистане и Вьетнаме/на Корейском полуострове Корё очень похожи

    Какая из властей хуже - считать долго, нужно учитывать все факторы. Можно считать только по кровожадности, а можно ещё считать по числу ограбленных Людей по всей Земле при помощи транснациональных корпораций, например. Можно считать по соблюдению прав Человека на своей территории, здесь в соединённых штатах Америки ситуация будет на порядок лучше

     

  21. Ришелье  24 января 2015, 01:20 0

    Какая-то плохо скрытая антиамериканская пропаганда пошла.

  22. Кот Ученый  24 января 2015, 01:29 0

    Давно достала вся эта ежегодная пошло-лицемерная истерия вокруг очередной не помню уже какой по счету даты "Великой Победы". 2МВ была жуткой бойней в которой все были хороши - это безумно интересный эпизод мировой истории, если рассматривать его не через призму российской пропаганды, а  пытаться разобраться в этом феномене без шор. Но ведь в Росии этого даже не позволят теперь сделать.

    Кстати, занятно, что 150 раз напомнить об уничтожении Черкессии Россией нельзя - "давно", "никто из живых не имеет отношения", "пора забыть", "уже другая страна", а 70 раз упиваться победой над Германией - можно и нужно и оказывается даже младенцы вполне себе сопричастны действу и страна та же самая.

     

    "Достало" - не отмечайте и не вспоминайте..в чем проблема? Полагаю, русские игнорирование черкесами 9 мая воспримут индифферентно.

  23. Кот Ученый, а возможно экранироваться? Накачка истерии теперь начинается еще с января.

    Кот, Вы на самом деле не видите в этом ритуале примитивную манипуляцию?

    Что заметят или не заметят "русские" - мне все равно. Для начала, среди "русских" есть разные мнения на этот счет, как и среди "черкесов". Помнится, тот же академик Пивоваров (русский, кстати) провел великолепную лекцию на сей счет, в которой достаточно популярно объяснил зачем и почему именно это навязывается, как интегратор. Она есть в сети.

    Я высказал свое личное. 

  24. Ришелье  24 января 2015, 11:45 0

    Судя по тому как оперативно отреагировал Кот Ученый, на индифферентность рассчитывать не приходится. ))

  25. Каукас  24 января 2015, 12:42 0

     1. Да, мне неприятны власти и в соединённых штатах Америки и в России, последние неприятнее рядом факторов и тем, что здесь живу.

    2.Вот ещё проправительственная статья, хорошо характеризующая высшие власти России и их подхамимов - не являюсь 100% поклонником писательницы Людмилы Улицкой из Давлеканова, тоже глупости иногда говорит, но статейка однозначно тошнотворная, похожа на пропаганду времён "застоя" но с клерикальной добавкой, отсюда увеличенная тошнотворность

    http://www.pravda.ru/society/how/28-10-2014/1233074-Ulitskaya_letter-0/

    П1. Сразу фотография с сигаретой, что-бы представить её как исчадие ада - психологический приём

    П2. Авторы неужеле сами не видят легальных фашистов Жириновского и Ткачёва, имперского шовинизма (и есть мания величия) (так можно дойти со своим Крымом до требования вернуть Карс и Варшаву и Оулу, а этим вдохновить высшие власти Великобритании, и те например потребуют назад большую часть территорий соединённых штатов Америки - вот весело будет). Невежество тоже есть у многих - некоторые истинно верят, что если императрица Екатерина-2 присоединила Крым, то он должен быть обязательно"наш" ("их!!!!!"), некоторые считают Сибирь "исконно российскими территориями" и так далее. Так что здесь Улицкая права. Но автор статьи эти вопросы обходит стороной, упоминает, но не подтверждает (заказчику не понравится) и не опровергает (так как не может опровергнуть очевидные факты). Лучше-бы и не упоминал, так как нормальный Человек сразу поймёт правоту Улицкой в этих вопросах и лицемерие автора

     

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.