Что досталось причерноморским шапсугам (адыгам) от суверенитетов начала 90-х годов
Воссоздание Шапсугского национального района, ликвидированного в 1945 году, когда мужчины были на фронте. Почему оно не состоялось в начале 90-х годов при «параде суверенитетов» в РФ? Документ того времени, связанный с воссозданием этого района, выложил в «Фэйсбук» Руслан Гвашев, который представлял тогда интересы шапсугов. Комментирует его Мухамедин Тумов, экс-депутат Совфеда РФ, также занимавшийся данной проблемой.
«Документ называется ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О создании Шапсугского национального района...» А в заключении постановления значится «...направить в Краснодарский краевой совет...».
Как так, материал можно было направить и без Постановления!
И мы готовили на президиум совсем другой проект Постановления. Там не было никаких «... направить...». В проекте, который мы с Асланом Хутызом согласовали со всеми комитетами и комиссиями Верховного Совета РФ (готовя документ на Президиум) четко было записано о СОЗДАНИИ, т.е. никаких «...направить...».
К этому моменту мы шли долгих три года!. В начале 1990 г., уже будучи депутатом РФ, Валерий Хатажуков из «Адыгэ Хасэ» рассказал мне о проблеме причерноморских шапсугах и познакомил меня с двумя молодыми представителями шапсугов – Русланом Гвашевым и Даханаго Ачох. Сегодня очень дорогими и близкими моими друзьями.
Вынужден признать, что до этого у меня были довольно смутные представления о шапсугах и знать не знал о каких-то проблемах. Сейчас стыдно, но так было. А побывав у шапсугов и узнав о серьезнейших проблемах, стал ими заниматься. У шапсугов было единственное требование (просьба) – воссоздание национального района в составе Краснодарского края со своим статусом. Все. Ничего невозможного вроде бы не было.
В. Хатажуков, Р. Гвашев и Д. Ачох стали частыми нашими гостями с А. Хутызом в Верховном Совете России. Было много встреч с разными чиновниками не только в Москве, но и в Краснодаре и Сочи, о которых нет надобности здесь рассказывать. Чиновники, к которым мы обращались по этому вопросу, сами переспрашивали нас: «А кто такие шапсуги и где они живут?!.»
Был и вопрос о статусе района, на который мы отвечали – представительство (квота) шапсугов в органах власти города и края. Запомнился председатель Сочинского городского совета Ю. Н. Поляков, который с пониманием принимал нас и наши просьбы.
Проект постановления был согласован не только с Сочи, но и с Краснодаром – по-другому быть просто не могло, это кухня любого ведомства.
На заседание Верховного Совета России были приглашены и руководители трех наших республик, но из 6 человек прибыли двое. Заседание открыл и вел 1-й зам. Председателя С. Филатов. Выступили от организации «Адыгэ Хасэ» В. Хатажуков и Р. Гвашев от шапсугов. Все шло к тому, что долгожданное постановление будет наконец-то принято.
Но к концу рассмотрения вопроса в зале появился Р. Хасбулатов и занял свое место председателя, при этом он заявил, что вопрос должен быть рассмотрен в Краснодаре. Мы были немножко и расстроены, но сделать ничего не смогли, да и то, что в Краснодаре все будет нормально, мы не сомневались.
На мой прямой вопрос, почему дан такой поворот делу, после заседания Хасбулатов коротко ответил: «Так надо» и больше ничего не сказал. Дело до Краснодара не дошло, т.к. вскоре парламент России был разогнан и в стране наступили новые времена...»
И что теперь делать?
Вообще то нужно присоединение шапсугов к Адыгее. Почему на этом не настаивали вначале 90-х?!
Надо начинать с культурно национальной автономии на территории бывшего Лазаревского района, и территории Туапсинского района.
"Лиха беда начало".