Национальная идея Адыгов

Для всех очевидно, что национальная катастрофа и современные проблемы, стоящие перед нашим народом, являются следствием губительной для него Кавказской войны и последовавшим за ней массовым исходом за пределы Родины. Новые проблемы, которые могут возникать перед нами, также сопряжены с этими же причинами.

Национальная катастрофа разделила черкесский (адыгский) народ на проживающих на Родине и на диаспору. Более того, изгнанники оказались рассеянными по многим странам, а оставшиеся на Родине - оторванными друг от друга. Теперь диаспора и Родина нуждаются друг в друге, находятся в сиротском положении друг без друга. Следует подчеркнуть, что благополучие, которое мы желаем своему народу, возможно только через собирание и приумножение народа на земле предков.

Для большинства рассеянных по миру представителей диаспоры, находящихся на грани полной ассимиляции, единственный путь сохраниться как нация - репатриироваться на историческую Родину. Даже с учетом благоприятствующих диаспоре стран, происходящая в зарубежных странах ассимиляция черкесов (адыгов) наглядно об этом свидетельствует. Судьба черкесского мамлюкского государства еще более убеждает в бесперспективности усилий сохраниться как этнос на чужбине. Для живущих на Родине, которым постоянно напоминают о малых размерах занимаемой ими территории и малочисленности, главный путь обустройства достойной национальной жизни заключается также в репатриации соотечественников.

Поэтому считаем репатриацию соотечественников национальной идеей — целью адыгского народа. Можно будет считать эту идею достигнутой тогда, когда соотечественники вернутся на Родину, воссоединятся с нами, народ наш приумножится числом, отбросит черты характера и нормы поведения, не соответствующие нашему времени, заменит их на более достойные и красивые, будет жить во взаимопомощи и единстве, не отставая в каких бы то ни было сферах жизнедеятельности от других стран, даря добро населяющим нашу страну народам, которые отвечали бы нам тем же, вместе развиваясь по этому пути. Можно считать эту идею достигнутой, не смотря на то, что какая-то часть народа будет жить в разных странах, тогда, когда мы обретем единство помыслов и стремление не растерять друг друга, оказывать взаимоподдержку, возможность обратить трагедию рассеяния в силу народа.

Но должен же каждый адыг осознать эту национальную идею? Не только осознать, но и бороться за ее достижение? Наша сегодняшняя осязаемая боль, связанная с недостаточным пониманием этой идеи-цели, недостаточным радением за нее, заключается в том, что несмотря на те права и возможности, которые мы получили, на Родину вернулось слишком мало соотечественников. На наш взгляд, причиной этому является отсутствие базирующихся на научном анализе определенного пути и правильных подходов к вопросу репатриации соотечественников.

Большинство живущих на Родине думает: "Пусть возвращаются, кто и что им мешает?", а большинство диаспоры думает: "Почему нас не возвращают, кто и что этому мешает?". Живущих на Родине больше устраивает, когда репатрианты не доставляют им никаких хлопот, занимаются своими делами, не обременяя их ничем, еще лучше, когда с репатриантов можно что-то получить. Представители диаспоры вернутся, когда наша страна станет процветающей державой, жить в которой - одно удовольствие, где им будут строить дома, трудоустраивать наилучшим образом и где они хорошо разбогатеют. Они тоже не хотят трудностей… Но разве есть в истории изгнанный народ, который смог решить свои проблемы с таким подходом, не претерпев хоть каких-то лишений и трудностей, достигший своей национальной идеи? По нашему убеждению, такого счастливого народа в истории нет и не будет. Поэтому, чтобы полнее использовать наши права, чтобы реализовать национальную идею обе стороны должны изменить свои ошибочные подходы, выбрать верные.

Адыг, живущий на Родине и обладающий национальным самосознанием должен мыслить следующим образом:

"Наши соотечественники, живущие за рубежом - потомки изгнанных из отчего края. Большая часть адыгского народа находится за рубежом. Они нуждаются в Родине, Родина нуждается в них. Поэтому, хотя наши нормы поведения и взгляды на жизнь уже не совпадают, они начали утрачивать родной язык, обрели черты народов, среди которых живут, среди них есть те, кто относится к нам надменно и без должного уважения, а к Родине - брезгливо, мы должны их вернуть и найти пути для этого".

Адыг, живущий за рубежом, любящий свою историческую Родину и обладающий национальным самосознанием, должен мыслить таким образом:

"У нас сегодня есть Родина, благодаря тем немногим, которые остались на земле предков, которую наши деды вынуждено покинули в результате насилия и обмана. Благодаря им, немногим, буквально вцепившимся руками-ногами в родную землю, мы сегодня с гордостью говорим: "У нас есть страна, есть флаг, есть гимн". Поэтому, если адыгская пословица гласит: "Где много народа, там усыпальница ширится", мы должны говорить: "где находятся корни, там усыпальница ширится". И даже если живущие на Родине недостаточно нас замечают, среди них еще есть неприемлещие нас и надменно к нам относящиеся, наши нормы поведения и взгляды на жизнь совпадают не во всем, они обрели черты более многочисленного народа, нас зовет наша древняя земля предков, нас ждет адыгская душа. Поэтому мы должны вернуться на Родину, к корням, воссоединиться со своим народом. Разделим с ним и горести, и радости".

За выработкой правильных подходов должно последовать разъяснение сути национальных проблем адыгов нашему народу и народам стран, в которых живет диаспора, их государственным органам, равно как и народам и государственным органам Российской Федерации, в которую входит наше государство - Республика Адыгея, международным организациям.

Мы, как народ, должны понять, что право на возвращение на некогда потерянную Родину и воссоединения со своими соотечественниками относится к неотъемлемым правам человека, но не предпринимая усилий по его реализации, никто его не преподнесет.

Российской Федерации следует объяснить, что последствия губительной для адыгского народа войны, развязанной царизмом, осуществленной методом геноцида, и депортации абсолютного большинства адыгов далеки от преодоления в отношении тех, кто хотел бы вернуться на Родину, что значительная доля вины лежит на царизме и за последующее выселение адыгов с Балкан в том числе.

Советский Союз препятствовал не только контактам живущих на Родине с представителями диаспоры, но и между собой. В основу официальной исторической науки была положена ложь. Совесть адыгского народа была уничтожена с ярлыком "националистов". СССР воспротивился репатриации адыгов диаспоры, попросивших об этом… Надо объяснить, что теперь Федерация не должна делать подобных ошибок, что надо помогать потомкам тех, кто был насильно выдворен…

Следует отметить, что активное и эффективное содействие репатриации адыгов из Косово со стороны Российской Федерации - государства под тем же флагом и с тем же гербом, что были у главного виновника изгнания - царизма, помощь в строительстве прекрасных домов для репатриантов, оказанная федеральными органами власти, позволяют надеяться, что ошибки царизма и Советского Союза не будут повторены.

Турции надо дать понять, что Османская империя несет часть вины за изгнание и рассеяние нашего народа, что народу, которому причинен такой вред, надо помогать в его собирании и возрождении.

Международным организациям, отстаивающим принципы справедливости, права человека и народов, необходимо объяснить, что они обязаны оказывать всестороннюю помощь в воссоединении народа, претерпевшего такие лишения и находящегося в тяжелом положении.

Государствам, из которых репатриируются адыги, Российской Федерации, в которую они возвращаются, надо разъяснить, что обретение адыгами Родины послужит делу установления и упрочения добрых отношений между ними. Все стороны также должны понять, что это будет вкладом в укрепление мира во всем мире.

Так чьей задачей это является? Нашего народа, его интеллигентов и образованных людей… Руководителей государства, чье название исходит от нашего этнонима… Депутатов Госсовета-Хасэ РА, над зданием которого развевается национальный флаг адыгов. Но больше всех эта задача - наших руководителей адыгского происхождения.

Со стороны диаспоры это задача - в большей степени руководителей национальных организаций - хасэ, возложивших на себя решение национальных проблем.

Нам не следует забывать, что история нас оценит по тому, как мы будем работать над проблемой собирания народа, его возрождения на исторической Родине.

В заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз, что если живущие на Родине адыги и диаспора будут взаимодействовать и помогать друг другу в добрых делах и начинаниях, если живущие на Родине будут ценить и лелеять уже вернувшихся соотечественников больше, чем временных гостей, если будет создан государственный орган, чьей единственной задачей будет решение вопросов репатриации, именно тогда мы приблизимся к достижению нашей национальной идеи-цели.


От Aheku.net: эта статья была написана в 2005 году, задолго до начала гражданской войны в Сирии и сопутствующих событий, показавших:
1- нежелание российских властей сотрудничать с черкесами в вопросах репатриации,
2- отсутствие спроса на историческую родину у подавляющего большинства, по крайней мере, сирийских черкесов.
Теперь, перечитывая данную статью, некоторые идеи её автора кажутся немного устаревшими и, даже, наивными. Тем не менее, в глобальном смысле она полезна и может показаться интересной любому адыгу.



Комментарии 25

  1. Провакационные вопросы тут...

    Не может ли (в нашей то действительности) второй вариант расматриваться как экстремисский, националистический, ксенофобский, разжигающий меж.национальные отношения и т.д. и т.п. ?! 

  2. Temirkan, смотря кто будет рассматривать. Россйиское "правосудие", когда приказывают, умеет находить по дюжине черных кошек в темной комнате, где их нет и никогда не было.

    Второй вариант звучит целиком так: Как вы относитесь к идее объединения адыгских субъектов в один субъект РФ вместе с Краснодарским Кр. и Ставропольским Кр?

    Конечно, на экстремизм здесь нет даже намека, т.к. речь идет об укрупнении регионов России.

  3. Проголосовал за первый вариант.

    Второй вариант не релн,но если допустить что такое возможно,то от общего числа населения  этого субъекта,  черкесы будут состовлять всего около восми процентов, что скажется на ноших возможностях сохронять свою культуру,соронять свой язык и отстаивать свои права.

     

  4. Только второй вариант, с условием, выдачи Российских паспортов всем желающим этого черкесам диаспоры. И модернизацией "зоны ру" во вменяемое, правовое, демократическое, светское, промышленно-индустриальное, имеющее совесть социально-капиталистическое, буржуазно-труженическое, рабоче-крестьянское, научно-интелегенчесское, национально-интернациональное развитое государство.
  5. Ришелье  19 февраля 2014, 19:52 0

    Я за второй голосовал. Только Москва за третий. По-любому. ))

  6. Второй вариант! Именно так и никак  иначе!

  7. Хотелось голосовать за первый вариант,но подумав-явно второй. 

  8. лиу пэрыт  20 февраля 2014, 00:03 0

    Вся заковыка в том как предполагаемый субъект будет называться и чем являться по сути,какую иметь конституцию.А то ведь те субъекты,которые "объединили" восемь лет назад на самом деле перестали существовать(национальные округи на востоке РФ имею ввиду).

  9. А как предполаогается объединение адыгских субъектов без общей границы? Может быть стоило дописать в вопросе "включая Мостовской район  КК"

  10. лиу пэрыт:

    Вся заковыка в том как предполагаемый субъект будет называться 

    Судя по национальному составу: "Казакия" ))

    адыга:

    А как предполаогается объединение адыгских субъектов без общей границы? 

    В границах Черкессии на конец 18 века. Имеем полное маральное и историческое  право добиватся этого.

     

     

  11. Стахемфак  03 сентября 2014, 00:22 0

    Я неприятно удивлен числом не желающих объединения ((. Хотелось бы узнать причину такой позиции?

    Проголосовал я за второй вариант, еще не плохо бы вернуть на эти земли хотя-бы половину изгнанных. А какие проблемы с названием? Демократическая Республика Черкессия к примеру. Но РФ не нужен такой сильный национальный субъект, они этого не допустят. Предел наших мечтаний это формальное единство трех республик, общие флаг и гимн. 

  12. Джордано Бруно  03 сентября 2014, 20:47 0

    Дело в том, что голосовать тут может кто угодно. Может, те 20 с копейками процентов ставропольчане с краснодарцами. Им черкесы, как сами понимаете, не очень нужны.

  13. учитывая что правительство РФ геноцид адыгов не признает можно было Кабарду ,Осетию( в ее составе Моздок) КЧР ввести в ЮФО и получится что все территории где проживают адыги на своей исторической родине окажутся в одном округ..А дальше больше

  14. Странник  06 апреля 2015, 19:23 0

    А сколько примерно человек проживает сейчас на нашей территории, т.е. это три респ, Крсн. и Стр. края?

  15. Точных данных по России - нет: цифры в переписях не отражают реальности  и являются предметом договоренностей.  Считается, что в исторической Черкессии сегодня проживает 700-800тыс черкесов в полудюжине регионов (в поряде убывания численности): Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Краснодарский и Ставрольский края, Северная Осетия. Единственынй регион, в котором черкесы составляют большинство населения - Кабарда. В России, есть также две крупные черкесские общины за пределами исторической родины - Москва и Питер, каждая из которых насчитавает де-факто десятки тысяч человек, хотя де-юре - на порядок меньше. 

    Основная масса черкесов проживает в Турции, но там вообще нет никакой ясности. Экспертые оценки различаются почти вдвое: от 5млн до 9млн человек. По данным американской разведки, слитым Асанджем через Викиликс, сегодня насчитывается 6-6,5млн анатолийских черкесов. По другим оценкам, примерно 5,5млн человек, из которых около 1,5млн удержали черкесский язык, правда, в основном, это лица старше 40 лет. Есть оценки и меньше (2,5млн чел), но это такие же крайности, как и оценки больше (12млн человек).

    Крупные черкесские общины (десятки тысяч человек) есть в Германии, Сирии, Иордании, Ираке. Даже в Ливии оказалось около 30тыс черкесов, но они, в отличие от тех же сирийских или иорданских сородичей, крайне сильно ассимилированы.

    До сих пор неизвестна судьба черкесов Судана, хотя слухи о них доходили еще 15 лет назад от американцев. Но с ними, как и с иранскими, если таковые остались, а равно и с тунисскими, - никакой связи нет и, что еще забавнее, никто даже не попытался их найти, коли они сами никак не обнаруживаются.

    Та же ситуация с черкесами Египта - никто даже близко не знает сколько их и в каком они сегодня состоянии, хотя еще в 1990-е гг связь была. Оценки их численности различаются на два порядка (от тысяч до сотен тысяч человек), т.е. это все просто слухи, которые вообще нет смысла приводить - реально о них никто ничего не знает, они не играют сегодня ровно никакой роли в черкесской теме. Опять же, никто из сородичей в России не исследует ситуацию с Египтом и не пытается на нее влиять.

    В целом, на планете Земля, скорее всего, около 8млн черкесов - возможно побольше, возможно поменьше. Из них 80% или около того - в Турции, 10% - в России, еще столько же - в третьих странах, из которых крупнейшие, включенные в трансанциональную черкесскую сеть и наиболее структурированные общины: в Германии, Сирии (до войны, во всяком случае), Иордании.

    Небольшие (несколько тысяч человек), но хорошо структурированные общины, есть в США и Израиле - голоса обеих заметны в современном черкесском хоре и они относительно деятельны.

    Мелкие общины (сотни человек, иногда до полтура-двух тысяч человек) есть в десятках стран. К примеру, во Франции, где ежегодно происходят черкесские сборища, но практически ничем другим эта община не примечательна, кроме того, что дала в XX в двух прекрасных дам-кавалеров Ордена Почетного Легиона: дю Люар (Хагундокову) и Черину (Чемерзину).

    Выдающуюся роль в черкесском движении 1980-90-х гг сыграла небольшая  община Нидерландов, но в последние годы как-то притихла. Весьма активна маленькая австралийская община, правда, благодаря заслугам одной семьи - Джамирзе. Что-то пытается делать и община Канады, в последнее время.

    Понятное дело, что будущее народа зависит прежде всего от общин Турции, как наиболее многочисленной, и России, как второй по численности, имеющей более высокий формальный статус (хотя это тает на глазах) и держащей территорию на родине. Остальные, даже пока еще относительно влиятельная иорданская, всего-лишь "общины-спутники". 

  16. Странник  07 апреля 2015, 22:58 0

    Спасибо, полезная информация, я думал в Турции всего 2 млн. А люди о которых вы говорите, это все потомки мухаджиров, или есть еще те, кто живет например в Сирии или Египте со времен Черкесского Султаната? 

  17. Странник, есть одно поселений в Израиле, где живут потомки мамлюков. Но они полностью арабизированны и не признаются черкесами Кфар-Камы и Рихании за сородичей. Недавно там с визитом побывал г-н Кадыров и предложил им быть чеченцами. Сельчанам было все равно. Да и местные черкесы их за своих не признали. Вот они и согласились. А глава чеченской республики им мечеть построил.

    Так же потомки черкесских мамлюков живут в Ливии и Египте. Наверняка, еще где-нибудь. Но основная черкесская диаспора - это изгнанники с Кавказа времен Русско-Кавказской войны.

     

  18. Странник  08 апреля 2015, 00:04 0
    SAH:

    Странник, есть одно поселений в Израиле, где живут потомки мамлюков. Но они полностью арабизированны и не признаются черкесами Кфар-Камы и Рихании за сородичей. Недавно там с визитом побывал г-н Кадыров и предложил им быть чеченцами. Сельчанам было все равно. 

    И смешно и грустно. Этим черкесам наверное тоже трудно пришлось из-за постоянных гонений, начатых еще Селимом Грозным.

     

  19. Странник  08 апреля 2015, 00:07 0

    Чудак этот Кадыров, вечно какое нибудь забавное дело затевает. 

  20.  Петиция за объединение адыгских республик в один субъект:

    http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9538

    https://secure.avaaz.org/ru/petition/Prezidentu_Rossiyskoy_Federacii_gospodinu_Vladimiru_Vladimirovichu_Putinu_Obedinenie_razdelyonnogo_adygskogo_naroda_v_ed/?launch

     Присоединяйтесь!

  21. Старец  29 апреля 2015, 03:10 0

    Господин президент, мы, адыги, обращаемся к вам устранить эту несправедливость по отношению к нашему народу, объединив Краснодарский край, Ставропольский край, Республику Адыгея, Республику Карачаево-Черкессия и Руспублику Кабардино-Балкария в единый субъект Российской Федерации

    Это глупость, если такое произойдет, то черкесы лишатся своих республик, тоесть той мнимой государствености которая есть на сегодняшний день, а в выше описываем регионе они будут состовлять 7% от общего населения, мы даже в парламенте придпологаемого региона не сможим защищать свои права.

    Если объединятся, то только в границах второй половины восемнадцатого века.

  22. Старец,  понятно,что скорее всего эта петиция останется без ответа,но как пишет Натпресс (и я с ними в этом согласен) подписывать такие петиции надо. Это привлекает к проблеме,ВВП уже будет не так просто сказать-мол все живущие в России сейчас адыги за текущее положение дел-это международная петиция.

     Насчёт государственности-всё верно-она именно мнимая-то,что во главе стоят какие-то определённые люди-адыги-простым смертным адыгам ни на грамм не легче. Они(дай Всевышний не все) работают явно не на нас. Толку от такой"государственности"-ни развиваться не дают(а расти есть куда),ни без согласия Москвы никакой митинг-событие провести и т. д.

     Не лучше ли будет всем адыгам в одном субъекте?

     К тому же-это явные перспективы даже с репатриацией если подумать.

     Я не знаю-может я не прав,но я подписал,потому как вижу в этом смысл.

     

  23. Не знаю, мне ближе "полисная демократия". Поэтому за республику Шапсугия( столица Туапсэ), республику Кабарда(Нальчик), Абадзехию(Майкоп),Бжедугия(Горячий Ключ-Псыфабэ),Теберду(Черкесск) .Убыхию(Сочи) и т.д. Все эти республики  с одним унифицированным общечеркесским языком и культурным горизонтом. А один регион, ведь не секрет, что единый  субъект Черкесия не одобрят,а  слив в краёвую администрацию,это постоянная борьба за официальное делопроизводство на родном языке и подковёрные игры.

  24. P.Shewgen,  А чем плохо,если в единой Черкесии будет Бжедугский район,Абадзехская область,Убыхский район и т.д.? 

     По-факту-пока всего лишь 68 человек из требуемых 1000. Люди об этой петиции либо не знают(большая часть) либо не поддерживают. Из более полумиллиона адыгов(это только по-России) не набирает пока петиция даже 1 тысячи голосов. Так получается.

     

  25. P.Shewgen  02 мая 2015, 12:22 0
    76AUA:

    P.Shewgen,  А чем плохо,если в единой Черкесии будет Бжедугский район,Абадзехская область,Убыхский район и т.д.? 

     По-факту-пока всего лишь 68 человек из требуемых 1000. Люди об этой петиции либо не знают(большая часть) либо не поддерживают. Из более полумиллиона адыгов(это только по-России) не набирает пока петиция даже 1 тысячи голосов. Так получается.

     

    Это не плохо,это просто пока не реально. Слить в один регион дадут, но это не  начало 90-х при батьке Кондратенко, где адыги находили понимание в стремлении создать республику из автономной области.Сейчас идеология другая , наверное все заметили)В нынешнее время будет регион Краснодарский край и адыги  там будут на правах турок месхетинцев, армян, лезгин и т.д.  Поэтому легче понаштамповать автономных округов с последующем переходом в республики, по историческому пути Адыгеи.Ну и ещё,один регион,это одна столица,  в нашей стране выживают только столицы субъектов ,в остальных городах падает социально-экономическая жизнь. Не говорю уже о спорах, какой город будет столицей единого государства.А так и людям ( черкесам.русским, армянам и т.д.)выгодно, они смогут хоть как то приблизится к "полисной демократии" и стремящимся к власти выгодно, они смогут ощутить себя главами и президентами мелкими . но президентами,министрами,сенаторами и пр.))Но это я так думаю.

    Последние публикации

    Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

    Подписаться

    Здравствуйте!
    Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

    Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.