О государственном и нациестроительстве

К Х конгрессу Международной черкесской ассоциации

Наибольшая изо всех безнравственностей – браться за дело, которое не можешь делать.

Наполеон Бонапарт

Назначенный на 19 сентября конгресс МЧА обречён стать историческим и имеет все шансы стать судьбоносным: исполком Ассоциации не сможет игнорировать глобальные политические трансформации, продолжая делать вид, что нас это никак не касается, и данный фон неизбежно окажет влияние на повестку.

Народы мира сейчас готовятся к большой смуте, которую можно уподобить водовороту на стремнине: уже понятно, что не всем удастся вынырнуть «на той стороне», то есть сохранить себя в надвигающихся катаклизмах. Наш культурный код достаточно силён, и инструментарий его передачи наработан полуторавековым изгнанием; задача момента состоит в том, чтобы всеми возможными способами – репатриацией, программами по стимулированию рождаемости, с помощью внутренней миграции – увеличить численность нашей популяции на исторической родине. Нужно открыто признать: мы уступаем демографическому давлению соседей. Результаты этого видны уже сегодня, но через поколение диспаритет увеличится настолько, что сторонним наблюдателям историческая Черкесия будет казаться некой случайной флуктуацией среди безбрежного аланства с хазарством. Поэтому представляется целесообразным избрать главой МЧА соотечественника из Турции, где проживает наибольшая по численности черкесская (адыгская) община. Необходимо также рассмотреть вопрос о включении в исполком МЧА известного европейского политика черкесского происхождения Чем Оздемира: в наших обстоятельствах не использовать данный ресурс по меньшей мере недальновидно.

Сумеет Ассоциация осознать и принять вызовы эпохи, либо продолжит изумлять нас и окружающих своим бездействием перед угрозой дальнейшей ассимиляции, станет ясно совсем скоро. Возможно, позиция известного черкесского общественника Али Бгъанэ – что МЧА «не следует пытаться оживить» – единственно верная в сложившихся условиях, и нам будет необходимо создать другую, действующую сугубо в наших национальных интересах, политическую структуру.

Даже поверхностный анализ политических процессов на постсоветском пространстве являет нам много примеров как успешного, так и провального государственного и нацие-строительства. Вообще, сама по себе ситуация, когда на огромной территории словно из пробирки Фауста возникли не одно или два, а больше десятка стран (причём многих до того никогда не существовало на свете) является уникальным историческим экспериментом. Если проследить данный феномен в ретроспективной динамике, не только крах, но и само возникновение СССР на руинах Российской империи привело к появлению ряда государственных образований (в составе союза), часто обозначенных по топонимическому принципу (в том числе, и в ареале исторической Черкесии), потому что наций с таким названием просто не было. Соответственно, до самого распада Советского союза на этих территориях, получивших от новой власти государственные институции, происходило активное нациестроительство. Вообще-то, в теории всё происходит наоборот, нация на определённом этапе развития создаёт государство. По мнению ряда исследователей, этиология failedstate (неудавшихся государств) на постсоветском пространстве – именно в нарушенной последовательности формирования.

Конечно, можно возразить, что везде, где происходит деколонизация, власть нестабильна, так как её органы управления наследуются из имперской структуры, в которой функции местной администрации являются вспомогательными. Однако, СССР нет уже без одного года четверть века, и некоторые его бывшие части демонстрируют успешный statebuilding (госстроительство), а другие всё больше погружаются в хаос. Разумеется, есть тому и объективные причины: например, у Азербайджана есть нефть и газ, а у Таджикистана их нет. Но у Беларуси и Грузии тоже нет углеводородов, между тем, они демонстрируют впечатляющие успехи в statebuilding, что признаётся даже противниками. Печальный пример Украины, получившей самое богатое наследие от СССР (как в промышленном, так и в аграрном секторах, а также инфраструктуре и географическом положении) показывает, что только лишь мобилизационной идентичности, или, как в Абхазии, атрибутивной государственности, не способной обеспечить элементарные нужды жизнедеятельности, недостаточно для построения полноценно функционирующей страны.

Государство и этнос, таким образом, строго перпендикулярны друг другу. Принципиальное отличие нациестроительства от государственного состоит в том, что в первом случае мобилизационный фокус сосредоточен на прошлом, искусственно конструируемом или даже фальсифицируемом для обоснования претензий на расширение жизненного пространства за счёт соседей (с помощью известной формулы «исконно наша земля»); а во втором – размещён в будущем как задача, достигаемая при помощи планирования и методичной реализации. Разумеется, второе под силу лишь зрелым нациям, обладающим соответствующими ментальными возможностями и инстинктом самоорганизации.

Поэтому представляется необходимым выделить европейский модуль МЧА для целей планирования, анализа и экспертизы.

Эти три вопроса:
1. Избрание главой Ассоциации представителя черкесской (адыгской) общины в Турции;
2. Избрание в исполком МЧА влиятельного европейского политика черкесского происхождения Чем Оздемира;
3. Создание европейского центра планирования и экспертизы МЧА
являются наиболее насущными для сохранения Ассоциации как отвечающей нашим национальным интересам авторитетной международной организации. В ином случае МЧА неизбежно сойдёт с политической сцены, а её место займёт более эффективная организация, при этом вовсе не обязательно отвечающая чаяниям черкесского народа: современный мир стремительно радикализуется, и беспечность сегодня весьма чревата.

Мы часто впадаем в пассеизм (от фр. passé — прошлое; сосредоточенность на минувшем, жизнь с постоянной оглядкой назад), обычно свойственный народам, по разным причинам оттеснённым на обочину истории. Но это порочный подход, ведь наши предки совершали подвиги не для того, чтобы был повод ими гордиться, а чтобы мы имели шанс на собственные. И покуда другие соревнуются в конструировании прошлого, порой без спросу заимствуя нашу историю, у нас есть возможность заняться будущим. Тут не грех воспользоваться успешным опытом госстроительства у других – учиться у Трумпельдора с Жаботинским, или Али Джинны с Айюб Ханом. Как говорится – каждый первопроходец идёт по следам, но только видимым ему одному...

Ибо земля обетованная есть продукт концентрации коллективного разума, и только потом является в виде сияющей долины между холмов.

Мурат Темиров,
директор Школы журналистики в Праге.


Комментарии 24

  1. Упсэу, утхъэж Мурат! Хуабжьу тхыгъэ щыпкъэ птхащ! ТХЬЭМ, уи чэнджэщхэр, зэхэзыхын, зэхэзыщ1эн къытхигъэк1!?!?! Уэ, МАРЖЭ, ди УЩИЯК1УЭХЭМ, УЗЭЩ1АК1УЭХЭМ къатхыр, къа1уэр дывгъэгъэзащ1э!!! ЛЪЭПКЪЫМРЭ ХЭКУМРЭ ЗЫУЭ, АДЫГЭУ ПСЭУНЭМ зэран хуэхъу БЗЭГУЦЭХЭР, ПЦ1ЫУПСХЭР, БЗАДЖЭНАДЖЭХЭР, ЖЫЛЭ, ХЭГЪЭГУ, ХЭКУ, ДУНЕЙПСЭУ ХАСЭХЭМ къэтлъагъуфу, хэдмыгъэхьэу десэн хуейщ!!! ХЭКУМ и ПСЭУНЫГЪЭМ зи ЧЭНДЖЭЩРЭ ГУПЩЫСЭРЭ езыхьэл1эхэм, ТХЬЭМ я ГУМ илъыр НЭРЫЛЪАГЪУ яхуищ1!!!

  2. Если в KAFFED по-прежнему будут рулить коллаборационисты, то ничего этот Конгресс не изменит: для виду побурчат и "мудро" решат все оставить как есть. Про сирийские и иорданские делегации - вообще молчу - давно поют то, что скажут в Москве. Европейские Хасэ: что есть- что нет. Остаются американцы, но они в меньшинстве и боятся что их туристические поездки на родину могут запретить - а разве туризм не дороже? - Это же "реальное".

    Кроме того, основной вопрос, который будет задан: а кто будет оплачивать счета МЧА? Сейчас, когда это ФСБшная лавочка, можно нагрузить на это какого-нибудь черкесского дельца из России. Но МЧА за всю свою историю НИКОГДА не жила за свой счет и даже не знает с чем это едят.

    Именно поэтому она такая как есть и, скорее всего, такой и останется - частной лавочкой нескольких престарелых нальчикских, сочинских etc. жуликов, которые своего чекистского куратора полностью устарaивают вот уже ...дцать лет.

    Зачем вообще рассматривать формат этой консервной банки? - Пошла она к черту.

  3. Астемир Казаков  01 сентября 2015, 13:19 0

    Diomedes, если мы не освоим информационные технологии и не будем в информационном мире как рыбы в воде - так и будем надеяться на всякие МЧА и бездействовать.

  4. Не согласен  с этим.

    Принципиальное отличие нациестроительства от государственного состоит в том, что в первом случае мобилизационный фокус сосредоточен на прошлом, а во втором – размещён в будущем как задача, достигаемая при помощи планирования и методичной реализации. Разумеется, второе под силу лишь зрелым нациям, обладающим соответствующими ментальными возможностями и инстинктом самоорганизации.

    Нациестроительство представлено,как ретроградское.Это старое мнение,когда строились национальные государства Европы, и представлялось,что государство это вершина развития общества. Черкесам стоит развивать нациестроительство дальше и сильнее, так как это наиболее социальноориентированное развитие.Опирающееся как на прошлое, так и на социальные потребности настоящего( кооперация, взаимодействие). Нация способна создавать не забюрокрачивая структуры социальной реализации. Известно что каждая бюрокартическая система стремится к увеличению себя, тем более если это касается российской реальности. Так что , у черкесов государственности есть и хорошо, нужно развивать нациестроительство для эффективности решения задач. Тем более наша нация в самоорганизации проигрывает в этом евреям,армянам,туркам ,полякам ,украинцам и пр. Вспомните теже примеры украинского волонтёрства в Северной Америке и самой Украины или принцип взаимовыручки  внутри чеченских тейпов. Такой уровень социализации не даст слабому  сильно упасть, а в условиях проживания чужеродного большинства не будет блокировать социального роста. 

  5. Согласен с Диомедом - откуда деньги?
    Кто спонсирует МЧА? Если это деньги из органов власти - это не МЧА и вообще не имеет никакого отношения к чересскому движению. 
    За что бороться? За вывеску? 
    Единственное что есть у МЧА - это площадка, на которой собиратся черкесы со всех стран. Но толку от этих собраний? Навязывают кремлевсую идеологию? Лучше расколошматить эту площадку и сделать свое. 

  6. альтернативы диалогу всё равно нет

     

  7. Гиора Эпштейн: (Arminius)  02 сентября 2015, 15:37 0

    http://www.liveinternet.ru/tags/%C6%E2%E0%ED%E5%F6%EA%E8%E9+%EE+%D8%E0%E8%ED%F1%EA%EE%EC./

    В ином случае МЧА неизбежно сойдёт с политической сцены, а её место займёт более эффективная организация, при этом вовсе не обязательно отвечающая чаяниям черкесского народа: современный мир стремительно радикализуется, и беспечность сегодня весьма чревата.

    Вот это зря! Это ни про нас.

     

    Ибо земля обетованная есть продукт концентрации коллективного разума, и только потом является в виде сияющей долины между холмов.

    А вот тут Вы совершенно правы!

     

     

     

  8. Астемир Казаков  02 сентября 2015, 16:33 0

    Беслан, тогда надо создать организацию с финансированием от самого народа. Нужно всем членам этой организации (а таковыми должны быть по идее все черкесы) вкладывать в неё хотя бы 1% со своего дохода. Так же, нужно утвердить правило, что членами этой организации могут становиться исключительно черкесы по происхождению и те у кого таковым является один из родителей. Организации нужно поручить такую деятельность как: адвокатскую помощь, оплату сложных операций в лучших медицинских учереждениях, финансирование обучения талантливых людей в лучших вузах, помощь малоимущим и т.д. и т.п. А важные решения должны приниматься всеми членами организации через голосование.

  9. russkiy:

    альтернативы диалогу всё равно нет

     

    С кем диалог вести? уже всё как несколько лет озвучено- 1) право на репатриацию желающих 2) Прекращение деятельности силовых структур ,которые не соблюдают законы РФ, по идее которые они же и должны исполнять в первую очередь.3) Воссоздание Черкесской республики. 4)Федерализация ,где забирается не более 50% налоговых поступлений,а не как сейчас 70% из которых возращается в республику в виде дотаций 30%.Дотации не нужны будут, если будет система налоговых отчислений в центр ,как у немцев(50%).5)Вернуть республиканские структуры в республики.

  10. Диалог, т.е. переговоры, ведут только с теми, кто может твердо сказать "НЕТ!" и послать подальше - никто никогда в истории не вел переговоров с теми, кому приказывал или в ком чувствовал слабину - это нонсенс.

    Так чего удивляться, что с черкесами у России никакого "диалога" не было и нет, а есть стоны и моления с одной стороны и мелкие подачки - с другой, чаще - отдельным людям, реже - черкесскому общественному мнению, чтобы сохранять у умственно отсталых людей среди нас (ибо на всех других, после всего того что мы видели, это действовать уже не может) ложную надежду на какой-то там "диалог" и "решение черкесского вопроса в перспективе", т.е. продолжая нейтрализовывать всякую черкесскую политическую активность?

    Для того чтобы вообще заикаться о "диалоге" с Россией, ее надо сначала убедить в том, что Москва не контролирует более черкесов, в том, что черкесы это ПРОБЛЕМА для Кремля, которую невозможно решить ни подкупом, ни запугиванием, ни репрессиями, потому что все это будет опробовано на черкесах в полной мере и скоро - не надо строить иллюзий.

    Только после этого, осознав, что имеет дело с серьезными достойными уважающими себя сильными людьми, с которыми выгоднее договориться, чем враждовать, в России могут решить, что пора бы с этими парнями и поговорить. Только тогда наступит этап "диалога" и то на первый мяч тут бросаться черкесам будет верх глупости.

    Забудьте о "диалоге" с Россией до 20-х гг минимум, а то и до 30-х. Плевать сейчас на Россию, на "диалог" с ней и на то что она хочет. Да, она может превратить в заложников 700-800тыс наших человек, но она ничего этим не добьется стратегически - она не сможет так парализовать растущее неприятие ее политики в черкесском вопросе в Диаспоре и т.о. только усилит его и породит деятельную (подчеркиваю - деятельную!) ненависть к себе. Ее инструмент (МЧА) уже окончательно потерял потенциал и, по большому счету, мало уже кого волнует что там в ней сейчас творится - в этой консервной банке с пауками-"профессиональными черкесами"-чекистскими марионетками.

    Ближайшая пятилетка уйдет на структуризацию Диаспоры, на формирование ее институтов, лоббистских центров в мировых столицах Запада, на прошивку черкесской транснации и заложение внятной черкесской политики, взамен всего этого бессмысленного недостойного стонанания и наива, что были до сего дня.

    Повторюсь: не надо строить иллюзий - Россия будет пытаться торпедировать этот процесс, потому что это против ее интересов, как она сегодня это понимает, а значит конфронтация с ней - неизбежна и полезна для взросления черкесского движения. Далее, в 20-х гг, а то и в 30-х - придет (возможно) время "диалога" - не раньше. Не сегодня и не завтра.

  11. Русский прав. Договариваться всегда лучше чем резать друг другу глотки. Было бы желание.

  12. Ришелье, Однозначно лучше. Но пока  для России нет никакого резона.

    На все предложения будет один ответ: "ну а чЕ вы сделаете, если мы прямо сейчас вас пошлем на йух?" (как уже много раз делали)  - и это, кстати, правильный вопрос.

    Ответим себе на него честно и сразу поймем,  почему нет и не было никакого "диалога"...  и не будет, пока не ответим на него достойно, а еще лучше - обоснованно позволим уже себе его задать самой России. Но до этого нам - расти и расти.

    Мир - не справедлив. Справедливость каждый для себя выгрызает сам. У кого нет зубов - тому лучше ни на что не претендовать.

    Но тот кто ни на что не претендует - умирает. Это закон. И вот он как раз - справедлив.

  13. Про наше МЧА. "Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль исполненный сил иль судеб повинуясь закону, все , что мог, ты уже совершил. Создал песню, подобную стону, и ДУХОВНО НАВЕКИ ПОЧИЛ?!" -Некрасов.
  14. Diomedes, все правильно, и сказано было не раз. Только, кто знает, что будет через 10-15 лет. Может значение Краснодара кратно возрастет на юге бывшего СССР.

  15. Ришелье, Никто не знает. НО одно можно сказать точно - ничего не будет у тех, кто ничего из себя не представляет.

    Может быть наш народ повенчается со своим новым прекрасным (на какое-то время) будущим, может быть окончательно сойдет в гроб, но, в любом случае, он должен прилично выглядеть и достойно смотреться: и на своей свадьбе и на собственных похоронах.

    Это зависит только от нас самих, от наших чувства собственного достоинства, самоуважения, воли, последовательности и страсти. Как и выстраивание системы образования, которая обеспечит трансляцию черкесских идентичности и языка новым поколениям.

    Перефразируя известную сентенцию: Мы не можем более ждать милостей от России (тем более, что их не будет никогда - это, надеюсь, уже всем понятно - старый кровник есть старый кровник); брать все свое самим - такова наша задача в границах прогноза 

    Если мы все еще черкесы, то все у нас получится, только не сразу и не легко.  Если только тени своих славных предков - исчезнем с постыдными стонами и жалобами на устах, оскорбляющими их память - они нас не примут такими и будут правы.

    Хорошая новость - больше не надо унижаться. Теперь это исключительно личный выбор и грех каждого, никаким "общественным благом" не оправдываемый. Потому что только конченный дурак ничего не понял за истекшие 1/4 века и, особенно, за последние 3 года. Исключение: "роспрофчеркес" - это особая порода.

  16. 4epkecbI eduHbI  04 сентября 2015, 11:18 0
    Diomedes:

    "Только после этого, осознав, что имеет дело с серьезными достойными уважающими себя сильными людьми, с которыми выгоднее договориться, чем враждовать, в России могут решить, что пора бы с этими парнями и поговорить. Только тогда наступит этап "диалога" и то на первый мяч тут бросаться черкесам будет верх глупости."

    Наши предки как раз и были : серьезными, достойными, уважающие себя сильными людьми. Что сделала РИ?  Времена идут, увы...мы изменились, а РИ хоть и поменяла обличия(и не раз), сбросила пару раз шкуру....но методы её остались теми же..

    Я помню, в одном из обсуждений, диалог зашёл о том что Адыгам нужно действовать по другому. Вы ув Diomedes если мне память не изменяет, сказали что "айкидо для черкесов актуальнее чем бокс"....Частично с этим согласен..Но дело в том что мы и так сейчас придерживаемся айкидо) Айкидо это бегство, постоянное бегство, парирование, без атак, никаких ответных действий, и оно не работает против того кто сильнее тебя во много раз...невозможно выиграть битву только оборонясь(по крайней мере в нашем случае). Адыгам сейчас гораздо больше подойдет Нинздюцу,надо тихо выживать, а не мешень из себя делать. Прошу прощения за сей несколько комичный вид изложения. Но надеюсь меня поняли.   

    Diomedes:

     

    "Ближайшая пятилетка уйдет на структуризацию Диаспоры, на формирование ее институтов, лоббистских центров в мировых столицах Запада, на прошивку черкесской транснации и заложение внятной черкесской политики, взамен всего этого бессмысленного недостойного стонанания и наива, что были до сего дня."

    Это утопия, или эти процессы должны скоро начаться(или уже начались) ? 

    Спасибо заранее

  17. 4epkecbI eduHbI  04 сентября 2015, 12:07 0

    Прошу прощения, криво получилось)

  18. 4epkecbI eduHbI, Все идет сейчас как надо. Более в эфире сказать не могу. Но подождите еще несколько месяцев - столько ждали уже.

  19. Ваше преосвященство, russkiy говорил о диологе !  Ни о каком договоре речи не было.

    Диомед предлогает - расти -расти -расти и дорости до субьекта могущего себе позволить не вести переговоры с террористами, или назначать в террористы того, кто нарушил какой-то договор. Долго, хлопотно и расти прийдется вниз.

     

  20. 4epkecbI eduHbI  04 сентября 2015, 14:31 0
    Diomedes:

    4epkecbI eduHbI, Все идет сейчас как надо. Более в эфире сказать не могу. Но подождите еще несколько месяцев - столько ждали уже.

    Несколько месяц?  Хорошо! Будем ждать..

  21. Русский, вот когда у вас переведутся те, кто умиляется этому самовлюбленному бреду:

    а здесь такие:

    Вот тогда и можно будет договориться.

  22. Ришелье,  ни с кем никто не будет вести диалог.Это практика сотен лет российского государства, народ ничего не решает.Народу назначают "врагов" и "друзей".Поэтому договариваться будут те ,кто из себя  представляет вес для   государства. Если ты дожив до своих лет,этого не понимаешь,это твои проблемы.Так было с многочисленными петициями финнов и поляков при царях,так было с прибалтами и кавказцами при советском союзе, так есть и сейчас.

  23. 4epkecbI eduHbI  06 сентября 2015, 11:22 0
    russkiy:

    альтернативы диалогу всё равно нет

     

    боюсь что мы услышым эпичное "Мы с террористами переговоров не ведем" , или что-то там про "сортиры") 

  24. помнится в недавем прошлом сохроков яростно выступал против мча и юрия калмыкова.а теперь потеряв все должности занял пенсионную должность.всевышний сохрани адыгов от такого лидера.

    Последние публикации

    Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

    Подписаться

    Здравствуйте!
    Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

    Сайт http://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.