Серебряный ритон для Путина, позолоченные ручки - для Хосты.

Известный художник-ювелир из Адыгеи Ася Еутых выполнила уникальную работу
для хостинского храма Преображения Господня

В среде художников и ювелиров России имя Аси Еутых – единственной на сегодняшний день на Северном Кавказе женщины-мастера работы по железу, создающей поистине уникальные вещи, известно достаточно широко. В последние годы ее выставки успешно прошли как в России, так и за рубежом – в Бельгии, Германии, Венгрии, Болгарии и Турции. Эксклюзивные творения Еутых, созданные в единственном экземпляре по специальным заказам, хранятся в частных коллекциях и крупнейших музеях Токио, Нью-Йорка, Рима, Лондона, Парижа, Берлина и Сингапура.

Настоящую известность ей принесли сразу несколько творческих проектов. Восемь лет назад наследный принц Иордании Али бин Хусейн, в жилах которого течет адыгская кровь, увидев на одной из международных выставок потрясшие его своим великолепием работы малоизвестной в ту пору за границей художницы из Адыгеи Аси Еутых, занимающейся не только оружейным делом и художественным промыслом, но и украшением одежды, сделал ей очень престижное предложение – изготовить для его личной гвардии, целиком состоящей из черкесов, оружие в традиционном национальном стиле. Ася, имевшая богатейший опыт в этой сфере, почерпнутый в годы учебы на художественно-графическом отделении Карачаево-Черкесского педагогического института и Кубанском государственном университете, а затем в ходе специализации в училище имени Джемаля в Махачкале, у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова, с непростым заказом справилась быстро и качественно – за три месяца ее руками было создано 16 комплектов церемониальной боевой экипировки. Каждый из предметов – от газырей до шашек, что неоднократно подчеркивали ведущие искусствоведы, – настоящее произведение искусства.

Много работая в архивах, Ася изучила большое количество литературы по самым разным направлениям древнего и современного искусства. Она стремится не к внешней идентичности создаваемого предмета классическим образцам, а вживается в образ того, кто им будет пользоваться, старается увидеть его изнутри, что позволяет ей добиться удивительных результатов, подчас возвращая к жизни уже, казалось, навсегда утраченные элементы древнего адыгского искусства и культурного наследия предков. "Когда я рисовала эскизы, то использовала свои книги, которые привезла из дома, – рассказала Ася в интервью одному крупному московскому журналу. – И гвардейцы обрадовались шашке. Привезли ко мне старожила-шапсуга, который заинтересовался этим оружием. Потом он даже приезжал в Адыгею, с ним работали ученые. Посетил мою мастерскую, где с восторгом вертел шашку в руках, спрашивал, как ее вынимают из ножен, как с ней можно садиться и как танцевать. Вся культура обращения с этим оружием была абсолютно утеряна, выходит, мы ее вернули черкесам".

Али работой Еутых остался доволен. Летом 2004 года он, готовясь к созданию семьи, вновь обратился к Асе с более приватной просьбой – сшить свадебный наряд для своей невесты Рим Брахими – журналистки CNN, дочери высокопоставленного дипломата ООН. За два с половиной месяца Ася проделала колоссальный объем работы, создав поистине достойное избранницы принца платье, выполненное в старинном черкесском стиле. Как восторженно подчеркнул перед церемонией бракосочетания сам Али, впервые увидевший невесту в новом одеянии, такого изящного наряда не было и нет ни у одной принцессы мира.

Она никогда не гналась за славой, не терпит суеты в работе и не признает штампов. Ася Еутых осознанно избегает торжественных приемов, официальных мероприятий и массовых увеселительных мероприятий, предпочитая сосредоточиться на любимом деле и проводя большую часть своей жизни в рабочей мастерской. Организовывает выставки, участвует в культурных акциях, выпускает каталоги своих произведений, создала ювелирную фирму и собственный сайт в Интернете. Пару лет назад она совершенно искренне сделала поистине царский подарок своему прославленному соотечественнику, знаменитому дирижеру, руководителю симфонического оркестра Санкт-Петербурга Юрию Темирканову – дирижерскую палочку из чистого серебра. Еще один презент Ася приготовила специально для Владимира Путина. Серебряный ритон – древний ритуальный сосуд, которым пользовались исключительно цари и императоры еще во II тыс. до нашей эры, выполненный ее руками, был передан Темиркановым от имени адыгского народа лично российскому президенту в ходе встречи главы государства с деятелями культуры и искусства, прошедшей два года назад в подмосковной резиденции в Ново-Огарево.

Как выяснилось, в каталоге лучших работ Аси Еутых есть еще одна любопытная вещь, ничуть не уступающая по значимости и красоте прочим ее творениям. Эта история, связанная с нашим городом, оказалась столь же интересной, сколь и показательной, особенно в нынешнее время.

Среди православных храмов города Сочи церковь Преображения Господня, что в Хосте, является одной из старейших. Согласно историческим документам, строилась она еще в начале прошлого столетия по инициативе супруги крупного сановника, министра юстиции царской России Ивана Григорьевича Щегловитова Марии Федоровны – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она взяла на себя все хлопоты – организовала попечительский совет, активно собирала средства на столь богоугодное дело. Говорят, деньги на возведение хостинского храма, позже вошедшего в Сухумскую Епархию, в размере четырех тысяч рублей, жертвовал даже сам император Николай II.

В годы советской власти судьба церкви Преображения Господня повторила трагическую участь десятков тысяч храмов, мечетей и синагог по всей стране, полностью или частично подвергшихся разрушению. В 1925 году она перестала существовать вообще, помещениям, где еще недавно проходили богослужения, большевики нашли лучшее, как они считали, применение. Долгое время внутри уникальной по своей архитектуре церкви находился сельский клуб, потом АТС. Это, как считает настоятель храма протоиерей отец Александр, во многом и спасло ее от серьезных повреждений. Восемь лет назад было принято решение восстановить церковь. Связистам предложили другое, более удобное помещение, на пожертвования прихожан начались первые реставрационные работы. В архивах НКВД и КГБ удалось найти сведения об этой церкви, а в музейных хранилищах – чертежи, по которым она в свое время строилась. Вскоре под куполом появились колокола, постепенно храм стал приобретать свои привычные – дореволюционные – очертания.

Твердо придерживаясь жизненного принципа – все делать хорошо, или не делать вообще, протоиерей Александр очень скрупулезно относится ко всему, что связано с его церквушкой. Даже к тому, как будут выглядеть двери и ручки храма. Двери по его собственным эскизам делали мастера из Сочи и Хадыженска, в чем немало преуспели, создав великолепные по внешнему виду и качеству творения, а ручки в количестве 14 штук… заказали Асе Еутых из Майкопа. Как рассказала нам художница, никогда прежде ей не приходилось делать вещи для православного храма, тем интересней и почетней было для нее это предложение, поступившее из Сочи.

Прежде чем взяться за работу Ася "перелопатила" целую гору исторической и специальной литературы. Весь творческий процесс занял почти полгода. В течение недели был подготовлен эскиз будущей ручки, в которой она смогла удачно совместить ранние христианские мотивы с византийской эпохой – в этом стиле был построен сам храм. Затем начался долгий рабочий цикл, о котором знают разве что специалисты. Отличительной чертой этого произведения искусства является и сугубо местный колорит – внушительных размеров ручки увенчал архангел, воспаривший над храмом Преображения Господня, выполненным в уменьшенном масштабе по фотографии.
"Основная и самая сложная часть работы была проделана в Майкопе, в моей домашней мастерской, где был создан первый опытный образец, – рассказывает Ася, работающая в творческом дуэте с супругом Русланом Туркавом. – Специалисты знают, насколько кропотливым и трудоемким является данный процесс от воскового слепка, в тончайших деталях воспроизводящего выполняемую деталь, до нанесения позолоты. Затем мне пришлось несколько раз летать в Санкт-Петербург, где шел заключительный этап".

Ручки для Хосты отливали на знаменитом питерском заводе "Невская бронза", специалисты которого вовлеклись в процесс столь же заинтересованно, как и сама художница – в последние годы им нечасто приходится работать над штучным, что называется, эксклюзивным заказом.

"Работать с бронзой непросто, но этот процесс принес мне глубокое эстетическое удовлетворение, – делится своими впечатлениями Ася. – Тем более, что этот стиль, да и сам материал, являются традиционными для художественной культуры адыгов, тем самым мне удалось выразить в этом творческом проекте все, что я знаю и умею".

Примечательно, что прежде чем попасть в Сочи, ручки для хостинского храма "совершили путешествие" в Нальчик – их по просьбе Аси из Северной столицы привез сюда известный кинорежиссер Александр Сокуров, принявший участие в их совместной культурной акции – фестивале фильмов прославленного маэстро под названием "Остров Сокурова", прошедшей в столице Кабардино-Балкарии в январе нынешнего года.

Говоря об эстетической и духовной стороне процесса, художница подчеркивает, что для нее, человека далекого от религии, выполнить заказ из Сочи было особенно значимо. При этом она вспомнила своего отца Аслана Еутыха, много лет являвшегося муфтием – мусульманским священником. "Было время, – говорит она, – когда отношения между христианским и мусульманским духовенством в республике были непростыми, они мало общались, контактов практически не было никаких. Однажды, увидев, как отец тяжело переживает это непонимание, я предложила ему взять цветы и просто сходить в церковь, посмотреть, как идет служба. "Ты ничего не говори, просто постой, посмотри", – сказала я ему тогда. Отец вернулся довольным и просветленным. На следующий день в мечеть пришел священник из той церкви, где он побывал накануне, они много говорили, обсуждали проблемы, которые волнуют каждого жителя республики. Вечером отец произнес фразу, понятную и естественную для любого нормального человека: "Нам ведь действительно нечего делить – Бог у всех один".

– Поверьте, мы смогли бы найти других мастеров, которым можно было бы доверить наш заказ, – говорит протоиерей Александр, считающий, что таких уникальных дверных ручек как в его храме нет нигде в России. – Но решение обратиться к Асе Еутых было глубоко осознанным. Не нужно забывать, что адыги были христианами задолго до того, как Русь стала православной. Выходит, так Богу было угодно…

Анзор НИБО
Газета Шапсугия

Комментарии 166

  1. Кот УченыйА уверенность в "грехопадении" здешних черкесов зиждется на понимании и неоднократном наблюдении априорной заданности в здешних мозгах "во всех бедах всегда виновата Россия".

    Любопытно, кто потвоему виноват, что в Кавказских ригионан самя высокая безработица в России?

    Кто по твоему виноват, что Сирийских беженцев черкесов не пускают на историческую родину, в отличии от Укаинских?

    Кто  по твоему виноват, что по уровеню жизни, Россия во второй сотне?

    Кто по твоему виноват, что алкаголизм и наркомаия поглатила основную массу моледежи?

    Кто по твоему виноват, что по уровню корупции Россия занимает одно из ведущих мест в мире?

    И т.д. и т.п. не буду все перечислять и сам знаешь, но при этом пытаешся нам спеть: "Боже царя храни".

    Иди и пой у себя дома, по утрам и вечерам, и бдь счастлив от того, что тебе внушат что ты счастлив???

     

  2. Друзья, не переходите на личности - вся Россия перессорилась по результатам событий на Украине, семьи даже разрушились. Не стоит нам на ah повторять те же ошибки.

    Мы все здесь лишь тексты, даже без подписи (если не считать за такую ник). И каждый текст посвящен рассматриваемой проблематике, а не нам лично.

    Этого формата и надо придерживаться, иначе дискуссия станет очередной перебранкой, которых в сети много и без нас. Нет никакого смысла вести разговор, если он не ведется вежливо всеми участниками.

    Будем же придерживаться взаимной учтивости.

    Спасибо.

     

  3. Dadu, Россия, как заданная система координат в которых нам жить сегодня, и как завоеватель в прошлом, несомненно виновата во многом - не знаю как это можно отрицать или считать что констатация очевидного факта - "грехопадение". По моему, как раз отрицание такового - оно и есть. Кстати, не только по отношению к нам или там татарам, а по отношению к самим русским, вина государства российского не слаба. К сожалению, большинство последних не имеют иммунитета от собственного государства, да и у наших он  сильно ослаб.

    А такой иммунитет необходим  - иначе с этой властью не совладать. Власть же явно не наша: не черкесская, не русская, не еврейская, не татарская, не чеченская и пр. И уж тем более не хантская, не мансийская и не ненецкая, т.е. не тех, за счет чьих недр мы все еще хоть как-то сводим концы с концами, как страна, и плодим каждый год новых миллиардеров при сгнившей инфраструктуре.

    Это интернациональная тусовка, которая доит всю страну. Но существовать она может только до тех пор, пока ее поддерживают именно русские в подавляющем своем большинстве. Сейчас это именно так, поэтому, условно, эту весьма пеструю в этническом плане тусовку можно называть "русской". Но ситуация кардинально изменится, когда закончится жратва. Мы все, кому около 40ка и старше, помним что в таком случае бывает - видели 1/4 века назад своими глазами. Мы все это видим сегодня по Украине, где жратва стала заканчиваться 2 года назад.

    В России нечто похожее вполне вероятно. Нельзя назвать срок, но 5-10 лет и мы с этим, скорее всего, столкнемся. Потому что нынешний режим ведет страну в пропасть, причем с полного одобрения своих подданных, которые никогда не были так счастливы, как в позапрошлом месяце, за все время наблюдений. Сейчас громоотвод - Украина, но когда слив по ней надо будет чем-то прикрыть - снова будет Кавказ. А это кровь - много крови.

    Поэтому, если более 100млн русских могут себе еще позволить пребывать в блаженстве, то нам этой роскоши себе позволять нельзя - для нас каждый такой катаклизм смертельно опасен. И мы обязаны прокачивать себя, даже вопреки государству российскому, просто чтобы выжить. Это необходимость.

    В конечном счете, уже зависит от нас: быть акторами или жертвами истории. То что мы не готовы - это уже наша вина и то что мы слабо выступаем до сего дня, позволяя себя разводить как детей,  не семи пядей во лбу пацанам с Ильинки, - тоже наша вина. Нам чтобы выжить придется еще самим мутировать. Что и сделаем. Потому что не во всем виновата Россия - многое зависит от нас самих . Россия это просто дурной климат, но на то мы и люди, чтобы найти как в нем выжить, или, если это невозможно, сменить его.

    За сим отбой.

  4. Ришелье  04 июля 2014, 16:12 0

    SAH, с мозгами у Кота все в порядке. Он несколько лет назад говорил, что в случае чего придется принять сторону националистов. Своих, конечно. Подробностей не помню, но смысл был такой. Каждый идет своей дорогой.

  5. Diomedes:

    Dadu В конечном счете, уже зависит от нас: быть авторами или жертвами истории. То что мы не готовы - это уже наша вина и то что мы слабо выступаем до сего дня, позволяя себя разводить как детей,  не семи пядей во лбу пацанам с Ильинки, - тоже наша вина. Нам чтобы выжить придется еще самим мутировать. Что и сделаем. Потому что не во всем виновата Россия - многое зависит от нас самих . Россия это просто дурной климат, но на то мы и люди, чтобы найти как в нем выжить, или, если это невозможно, сменить его.

    Все возможно при желании. Вот к примеру, на сегоднешний день в данной обстановке, можно занятся для начала созданием Культурно - национальной автономии в КК, учитывая ситуацию с Крымом и предостовлению таким народам как крымские татары, греки, немцы и т.д. почему бы не потребовать того же самого нам, но ни кто из общественников даже не озадачился этим вопросом, спрашивается почему? Далее создать такие же КНА на территории трех черкесских республик регеональные НКА, а в дальнейшем образовать федеральную НКА. На первый взгляд вызовет улыбку, но это для делетанта, а если присмотрется и задуматься, то это пробраз структур которые могут реорганизаватся в короткое время в нужном ином качестве, а дальше размышляйте сами:

     

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИhttp://www.minnac.ru/minnac/info/13882.html
  6. Dadu, адыги имеют три титульные республики в составе РФ. По этому адыгам не светит создание федеральной НКА.

  7. SAH:

    Dadu, адыги имеют три титульные республики в составе РФ. По этому адыгам не светит создание федеральной НКА.

    В законе не чего ни говорится об этом, только это цитирую: 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ

    Статья 1. Внести в Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2965; 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения:

    1) в статье 1: слово "общественное" исключить, слова "определенным этническим общностям" заменить словами "определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории";

    5) в части второй статьи 7: абзац третий дополнить словами ", находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории";

    абзацы четвертый и пятый дополнить словами ", находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории";  http://zakonbase.ru/zakony/136-fz-ot-2004-08-22-o-vnesenii/

    В КЧР,РА,КК,СО и Ст К,  меньшенство без проблем, далее при создании федерального НКА на территории о которой идет речь с учетом КБР так же меньшество около 800т, руских более 2мл.

    Согласно закона решаемо, да наверно будет какое то противодействие, ну что же через суды но решаемо, было бы желание.

  8. Кот Ученый, очень похоже, что все таки смотрите, т.к. слишком пересекаетесь с федеральными СМИ.

    Если человеку нужно убраться из опасного региона, то он может лесами-полями преодолеть линию между противоборствующими сторонами. Но если ему нужно вывести семью и имущество, то передвижения по дорогам не избежать. Со стороны России горит зеленый свет, со стороны Украины та самая линия фронта, которая лучше всего ощущается на блок-постах. Куда деваться человеку, пусть даже настроенному нейтрально? Вы бы куда ломанулись?

    Я не доверяю никаким цифрам, которые касаются России и исходят из российских же источников, т.к. все средства информации здесь контролируются. По этому, что ООН, что ОРТ - для меня едино не заслуживает доверия. И очень хотелось бы, что бы заложников этой кровавой политической аферы было как можно меньше.

    Не надо сравнивать пассионарные единицы на Майдане (для 40-млн-й страны это - единицы) с обывателями из регионов. Среди жителей юго-востока Украины нашлись и те, кто влился в ополчение, воюющее за целостность страны.

    Лично я, кстати, за федерализацию. Но только за настоящую, а не как здесь — с марионетками феодальными князьками, отсутствием самоуправления и дотационной иглой. Россия — это точно не пример государственного устройства для страны, которая хочет достичь межнационального понимания и патриотизма от всех своих граждан.

    Говорите, у нас во всем и вегда виновата Россия? А что такое Россия? 150 лет назад была одна Россия, в 1917 была другая Россия, в 1937 году была еще одна Россия, а потом еще одна, потом в 1990 опять другая и с появлением Путина дурагя и последняя Россия. Завтра Россия может опять измениться, но предыдущий опыт, говорит, что надеяться на взаимность нам не стоит - не будет ее, как не было никогда. Является ли это понимание обвинением во всех грехах? Мне все равно. Называйте, как хотите. В ответ на неприкрытый этноцид и лицемерие ни от какого народа любви ждать не стоит. Удивительно, как представителям государство-образующего народа, бесправного и нищего в своей собственной стране (и это при высокой цене на углеводороды, которая держится уже не один год), не дают спать нацмены, живущие за 2000 КМ. Это, похоже, из серии "во всем виноват Чубайс".

  9. Dadu, можно создавать региональные НКА, но не федеральную. И какой в них смысл?

  10. SAH:

    Dadu, можно создавать региональные НКА, но не федеральную. И какой в них смысл?

    Смысыл прост, с учетом расселения черкесов, территория НКА будет как на кальке отражать почти всю территорию ист. Черк.

    И в вопросах сохранения языка и культуры будут дополнительные структуры,рычаги и стимулы, в нашей ситуации даже соломинкой нельзя игнорировать, в общем есть над чем поразмышлять.

  11. Пражский Кот  04 июля 2014, 21:34 0
    Ришелье:

    SAH, с мозгами у Кота все в порядке.

    Ну, ну! У него каша в голове, а не мозги, настойка на нестыковках между желаемым и действительным. Ка-ак же, родные сми он не читает и не смотрит...)))

  12. Уау, Кот Учёный! Какими судьбами? Отбомбился на украинских сайтах и вспомнил о нас?)) Скажи людям, что ты не настолько глуп, чтобы верить в то, что пишешь, а просто заскочил потроллить, правда ж?)

  13. Ришелье  04 июля 2014, 22:59 0

    Пражский, всего лишь хочу сказать, что мозги у него такие же, как и несколько лет назад. А вообще, он уже ушел вроде, какой смысл его дальше обсуждать...

  14. Ришелье  04 июля 2014, 23:11 0

    А вообще, конечно, дурдом какой-то. Кот требует сочувствия к Луганде. Это в то самое время, когда за сепаратистские разговорчики в России можно загреметь на пять лет, если не ошибаюсь. ))))

  15. 6 июл

    полпервого пополудни

    Проголосовали 803 гостя сайта

    83% (663 чел) - поддерживают

    15% (121 чел) - не поддерживают

    2% (19 чел) - затруднились ответить

    122 лайка/13 дислайков

  16. Вот опрос с ИА Regnum ( голосовали те кто традиционно "никогда ни в чем не виноваты ")Должна ли Россия оказать военную помощь ополченцам на Востоке Украины?Да: 77,2% Нет: 18,1% Не знаю: 4,7% 

    Опрос проводился с 6 по 12 июня 2014 года. Проголосовали 44196 человек.


    Подробности: http://www.regnum.ru/poll/#ixzz36mPsGoPw
    Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
  17. В любой стране в начале войны или в ее предвкушении, если публика чувствует (неважно - правильно или нет) что их страна "фаворит" и что лично им воевать не придется, - война популярна. Особенно если был какой-то предварительный успех и при эффективной милитаристской пропаганде. Отрезвление приходит позже.

  18. Несчастен народ у которого представители древнейших профессий делают "политические" заявления.

    http://www.regnum.ru/news/polit/1819416.html

     

  19. Охренели вконец - якобы не участвующая (смех в зале) в конфликте Россия, похищает и "судит" украинских военных.

    Это уже просто нечто бесподобное:

    Украинскую летчицу Савченко нашли в СИЗО российского Воронежа

    Видео Новости17:23 08.07.2014

    Ее подозревают в убийстве российских журналистов. Завтра состоится первое судебное заседание. Информацию об этом сообщила сестра Надежды. Смотрите сюжет ТСН.

  20. http://www.regnum.ru/news/polit/1819416.html   

    По моему, если не ошибаюсь,  я знавал его отца.. Муаеда! И Даду должен его помнить.., очень достойнейший был человек, настоящий адыгэл1!

     Но, ничего не поделаешь.., как грится -  Адэф1 къуэф1хуэщкъым!  

  21.  

    777: По моему, если не ошибаюсь,  я знавал его отца.. Муаеда! И Даду должен его помнить.., очень достойнейший был человек, настоящий адыгэл1!

     Но, ничего не поделаешь.., как грится -  Адэф1 къуэф1хуэщкъым!  

    Уарэ Хьэжрэт?

    Я его мало знал, если он Али - Бердуковский, его мой отец хорошо знал. По моему Пшешховы еще в Бесленей живут. А так да, если да же имеет другю точку зрения, мог бы просто промолчать.

     

  22. Тимур  10 июля 2014, 10:53 0

    777,  Кого вы заругали здесь в сайте как сына достопочтенного журналиста и поэта Муада Пхешхова? Нигде не увидел его имя. Имеют ввиду Ашамаза, ибо он единственный сын покинувший наш сумашедший мир так рано... Я всю жизнь дружил с Муаедом. Он был готов на благо родного черкесского народа сутками постоять в воду студенной реки. Нэху щыху псы ныкъуэщтым ди лъэпкъым щхьэк1э пхухэтынут.

    А сына его Ашамаза я знаю, как скромного, воспитанного мальчика и, на мой взгляд, вовсе не заслуживает ярлык "Адэф1 къуэф1 хуэщкъым". Некоторые его недруги, разумеется, имеют ввиду, что Ашамаза, как тележурналиста ГРТК Карачаево-Черкесии, которому приходится читать предложенные руководством тексты, далеко противоположные взглядам этого парня.А душа его чистая, как у ребенка. Он просто стал жертвой политических интриг вокруг черкесского вопроса. Не верьте, постарайтесь поговорить с ним, как говорится, с глазу на глаз! Расеется ваше бельмо на глазах.

    Надеюсь, Ашамаз еще не раз покажет себя как достойного сына достойного отца!

     

  23. Тимур: 777,  Кого вы заругали здесь в сайте как сына достопочтенного журналиста и поэта Муада Пхешхова? Нигде не увидел его имя. 

    Надеюсь, Ашамаз еще не раз покажет себя как достойного сына достойного отца!

    Цитата:

     Черкесский народ не нуждается в признании властями Украины геноцида черкесов. Об этом заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM журналист КЧГТРК Ачемез Пшешхов

    http://www.regnum.ru/news/polit/1819416.html

    Если это его слова, то возникает вопрос, как он такой воспитаный и такой скромный, мог заявить подобное от имени всего черкеского народа? Ему что весь черкесский народ делигировал права заявлять подобное? А если это его личное мнение, то пусть он так и говорит, что это его частное мнение.

    Если он такого не говорил, ждем от него опровержений, желательно в той же газете.

     

     

  24. имя розы  10 июля 2014, 12:09 0

    Dadu, Это было первоначально написано на его стенке в фб, так что нет смысла ждать опровержений в Регнуме.

  25. весенний перевертыш  14 июля 2014, 15:43 0

    https://www.facebook.com/andzor.kabard.1/posts/304112563096063

    ***
    "Штурм начался с массированной артподготовки ( применялись танки, САУ, установки "Град" и "Ураган", минометы, зенитные установки) и ударов штурмовой авиации, которые, как показали дальнейшие события, были все же недостаточно эффективны.(...) 

    Очевидно, что для быстрой и эффективной победы над чеченцами необходимы принципиально новые подходы как в тактике, так и в политике на Северном Кавказе. Почти все российские военнослужащие уверены, что нет необходимости штурмовать Грозный пехотой, а необходимо применить более мощные средства огневого воздействия, чем те, что имеются в распоряжении федеральных войск на сегодняшний день. 

    Одновременно требуется прекратить глупые и заранее обреченные на неудачу игры в чеченское самоуправление и прочую "демократию" и принять комплекс контрпартизанских действий, так хорошо отработанных во времена Советской власти на Западной Украине и том же северном Кавказе".

    (Александр Бородай, 24 янв 0 г) http://zavtra.ru/content/view/2000-01-2522/


    ***
    "Проходят часы, а артподготовка все продолжается — то справа, то слева от КНП со страшным грохотом бьют по городу "Грады" и танки.(...) Внизу под КНП лежал в темноте Грозный. Лишь несколько горящих домов нарушали однообразие мрачного пейзажа. Завтра усталые и промерзшие роты и батальоны первого и единственного эшелона снова пойдут штурмовать укрепрайоны боевиков, к ним на помощь будут постепенно спускаться танки и БМП, на помощь подойдет и армейская пехота. Они будут проходить по сто, а иной раз и по пятьдесят метров в сутки, в то время как телевизионные дикторы будут, как попугаи, повторять благоглупости о "захвате площади Минутка и моста через Сунжу". Но вместе они в конце концов снесут ненавистный город с лица земли". 

    (Александр Бородай, 31 ян 00) http://zavtra.ru/content/view/2000-02-0131/


    ***
    "Широко разрекламированные победы первых месяцев войны в Дагестане и равнинной части Чечни воодушевили общество и, главное, силовые структуры. Причем действия последних стали по сравнению с прошлой войной более грамотными и решительными. В частности, почувствовав изменения общественного климата, командование группировкой уже не "стеснялось" применять авиацию и артиллерию, и даже пустило в ход ранее не использовавшиеся средства поражения повышенной мощности ( оперативно тактические ракеты "Точка-М", тяжелые 230-мм минометы "Тюльпан", авиационные бомбы весом в 2,5 тонны и т.д.). Немало способствовало поддержанию боевого духа войск и такое нововведение, как выплата "боевых денег", около тысячи рублей, за сутки, проведенные на войне". 

    (Александр Бородай, 26 июн 00) http://zavtra.ru/content/view/2000-06-2741/


    ***
    "Командиры ваххабитов не думали, что российские генералы, презрев "соображения гуманности", станут спокойно и открыто применять по населенным пунктам авиацию и артиллерию. Применять столько, сколько надо, чтобы по максимуму сберечь жизни русских солдат. Они крупно просчитались". 

    (Александр Бородай, Игорь Стрелков, 27 сен 99 г) http://zavtra.ru/content/view/1999-09-2821/

Последние публикации

Подписывайтесь на черкесский инфоканал в Telegram

Подписаться

Здравствуйте!
Новости, оперативную информацию, анонсы событий и мероприятий мы теперь публикуем в нашем телеграм-канале "Адыгэ Хэку".

Сайт https://aheku.net/ продолжает работать в режиме библиотеки.