Лента комментариев


  1. Вроде все такие умные. Ауэ зы ц1ыху адыгэбзэк1э щыпкъэу тхэф къыфхэткъым. Зы псалъэуха щыуагъэ хэмыту згъуэтакъым
  2. Девушка, оставляя за скобками ваш теологичесикй спор с автором этой статьи, хочу заметить, что процесс, названный вами «переселением ради веры», по сути являлся насильственным изгнанием. Мухаджирства как такового не было. Силовые и административные меры по выдавливанию черкесского населения в Османскую империю, предпринимались независимо от наличия имана у изгоняемых. Участь и мусульман и язычников черкесов была одинаково незавидна. Голод и эпидемии на обеих берегах Черного моря не выбирали себе в жертвы исключительно язычников. Поэтому, не стоит смешивать свои религиозные предпочтения с историей полуторовековой давности. Это наивно и унижает наших предков, превращенных вашими словами в людей, предпочитавших религию своей родной земле.
  3. 3 апреля в 18:30 в Госфилармонии в Майкопе состоится премьера фильма «Шагди — опережающий полет стрелы». Вход свободный.
  4. По мнению телезрителей группа CoffeetimeBand, представляющая республику #Адыгея на конкурсе «Новая Звезда», выступила лучше всех. По итогам СМС-голосования музыкальный коллектив Астемира Апанасова занял первое место.

    youtu.be/5QJw3-2k2Ig
  5. Arsen Huranov  09 ноября 2017, 18:53   0
    Интересная, познавательная и полезная информация! Но хотелось добавить следующее: куро-аракская и майкопская культуры родственны и являются реалиями Ашуйской цивилизации (по Г.Ф. Турчанинову); им родственна так же гасульская культура (по М.И. Зильберману).
    Хаттов и хурритов учёные часто путают по причине их близкого родства. Так, если в этеокипрском языке «О-КО» означает «СЫН» и является признаком отчества, которое учёные считают хурритским по происхождению, то это типичное окончание черкесских фамилий с теми же значениями.
    Хурриты это те же хатты, чей язык подвергся модификации в результате этноязыкового и культурного взаимопроникновения с семитами, индоевропейцами, шумерами. А те из них, которые дистанциирвались этих контактов сохранили прежнюю хатто-адыго-абхазскую лексику.
    Поэтому С.А. Старостин, М.И. Зильберман А.Ю. Милитарев и другие учёные находят изоглоссы (общие языковые черты) у семитов и представителей нахско-дагестанских языков. Однако большинство приводимых ими слов как хурритских легко (без натяжек) переводятся именно с адыгского (черкесского) языка.
    Тот факт, что адыги в архаичную эпоху создали КРЕСТ — символ бога ТХА, — подтверждает доводы учёных о том, что адыгский язык был праязыком человечества — вообще и кавказских народов — в частности.
    С уважением
    Анзор Вороков
    г. Нальчик
  6. Arsen Huranov  29 октября 2017, 17:29   0
    Здравствуйте!
    Крест изобрели адыги (черкесы) в архаичный период истории человечества. Он символизировал бога ТХА и являлся отражением двуединого начала, двоичности мира в религиозных воззрениях древних. Это был главный и первый сакральный символ и знак письма раннего человечества.
    В ограниченной лексики древних «ХА» означало все живые существа, имеющие голову, включая людей, которые впоследствии выделились из мира животных. ТУ(а)ХА — ДВЕ ИПОСТАСИ (СКРЕЩЕННЫЕ САМЕЦ И САМКА) ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОДНУ СУБСТАНЦИЮ — Т(ы)ХА — ДАЮЩЕГО ЖИЗНЬ (ГОЛОВЫ), т.е. ТХА — БОГА, ТВОРЦА, СОЗДАТЕЛЯ.
    Богиня-мать называлась «Анатха»; древние женские статуэтки помечались крестом (часто — косым). Крест, вписанный в круг был символом Бога Солнца у солнцепоклонников; затем этот знак унаследовали христиане. Английскому словосочетанию «ТНА» (ТХА) соответствуют архаичные финикийские, латинские и греческие знаки-символы в виде креста внутри круга, что было заимствовано от древнеадыгского названия двуединого божества «ТХА»
    (см. таблицу силлабического письма Б. Коллесса и «письмена Брахми»).
    С уважением
    Анзор Вороков
    г. Нальчик
  7. Дмитрий  08 октября 2017, 12:25   0
    Добрый день!

    Моя история перекликается с историей Вадима (см. сообщение от 31.08.2015 выше).

    Мои предки жили в 19 веке в одной из деревень Нижегородской губернии. С 1846 г. этой деревней владел барон Фёдор Фёдорович Торнау, супругой которого, как известно, была с 1842 г. Екатерина Александровна Черкасская. Екатерина Александровна проживала в деревне с 1846 по 1856 гг. В те годы вместе с ней в деревне жил и её родной брат Николай Александрович. Я изучил часть имеющихся и доступных мне документов по этой деревне за тот период (метрики и т.д.). В связи с этим у меня появилась версия, предполагающая, что один из мальчиков, родившихся в деревне в начале 1856 г. мог быть сыном Николая Александровича Черкасского (1826-1889), и соответственно, прапрапраправнуком Михаила Алегуковича Черкасского (линия Борис Михайлович – Петр Борисович — Михаил Петрович – Борис Михайлович – Александр Борисович).

    Конечно, это всего лишь моё предположение, но, было бы интересно его проверить. К сожалению, пока мне не удалось выяснить судьбу этого мальчика, что позволило бы разыскать его потомков, если таковые были. Буду продолжать поиски в этом направлении, потому что это очень интересная тема.

    С уважением,
    Дмитрий
  8. Оравасилий  05 октября 2017, 20:28   0
    Хорошо, если Гвашев прекратил голодовку. Он уже всем все доказал.
    И думаю он сам прекрасно понимает, что если ему что-либо пообещали, то обманут. Такова суть этой власти.
  9. Вася Пупкин  22 августа 2017, 11:57   0
    Извините, не знаю.
  10. Т1ырыу  22 августа 2017, 10:39   1
    К1элъэ пхъаш, шъеплъ, шъуригушх, Адыгэ бэракъыр ык1ыб илъэу!!!
  11. Lidia Zhigunova  21 августа 2017, 22:30   0
    Спасибо за комментарий. Она написана на русском языке. Книга была в продаже, но пока н переиздавалась. Наверняка можно найти в интернете. На английский язык, к сожалению, нет перевода. В своей статье, опубликованной на английском языке, я перевела множество цитат из книги. Также, насколько мне известно, есть перевод на черкесский язык отрывков из романа.