Метрополия и «кавказские туземцы»: Валерий Хатажуков об основной проблеме Кабардино-Балкарии
"Москва выстраивает свое отношение к управлению в национальных республиках Северного Кавказа по принципу отношений метрополии с колониями".
Республики Северного Кавказа, по мнению правозащитников, представляют собой черную дыру, откуда неуважение к правам и свободам человека распространяется на всю Россию. Отчего сложилось такое положение? Об этом и много другом «Кавказская полититка» беседует с руководителем Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра, членом Общественной палаты КБР Валерием Хатажуковым.
- Валерий Назирович, какие наиболее проблемные точки в правозащитной сфере Кабардино-Балкарии вы видите?
- Проблем много. Среди них, несомненно, внесудебные расправы, похищения и все то, что связано с борьбой против подполья в республике. Но на мой взгляд, основная проблема упирается в контроль общества над властью.
- Каков метод решения этой проблемы?
- Я может быть скажу банальную вещь, но метод только один – никакими призывами, никакими заклинаниями мы эту проблему не решим. Решение – это прямые свободные выборы всех уровней власти, прежде всего глав республик. Хотя скептики и говорят, что якобы мы не способны на них.
- Скептики из числа жителей Кавказа?
- Да, есть и здесь скептики, которые искренне считают, что невозможно на Кавказе проводить прямые, свободные выборы. Мол у нас высокий уровень клановости и тому подобное. А есть скептики от власти, которые на самом деле хорошо знают ситуацию и понимают, что разговоры об особой клановости и традиционности – это полная ерунда. Но они думают, что им невыгодно, чтобы были свободные выборы.
Вероятно, что в Кремле есть группа людей, которым кажется, что без выборов на Кавказе будет проще. Будет легче, если управленцев, о которых в Москве все знает, будут назначать, дабы они выполняли все установки центра. Это напоминает отношения метрополии и колоний: власть дает туземцам начальника из их же соплеменников, но эти ставленники получают карт-бланш на то, чтобы держать «своих» в узде.
- А по-вашему, на Северном Кавказе люди готовы к свободным выборам?
- На самом деле, я абсолютно уверен, что большинство регионов, а тем более Кабардино-Балкария, могут провести нормальные и свободные выборы, на которых будут представлены существующие общественно-политические силы, где будет реальная конкуренция и т.д. И если такое произойдет – это кардинально изменит всю ситуацию.
Именно отсутствие реального контроля народа над властью путем прямых выборов, по моему мнению, отчуждает власть от народа и не дает возможности для решения множества проблем, в том числе и проблемы терроризма. Ведь общество в целом из-за этого отчуждения не воспринимает эту и другие проблемы, как свои.
Сейчас у нас будут проходить выборы в парламент. Казалось бы, это очень важное политическое мероприятие. Но поспрашивайте людей. Вы не увидите заинтересованности, но вы увидите, что многие люди не понимают, что происходит. Это потому что все эти региональные отделения федеральных политических партий, которые якобы имеют своих сторонников, каких-то людей, которые их поддерживают, в действительности функционируют только на бумаге.
Население как бы не имеет никакого отношения к ним. Поэтому мы не видим политической борьбы, которую бы вели представители политических партий. За так называемыми дискуссиями на государственном телевидении смешно наблюдать.
- Вы ратуете за свободные, прямые выборы, но сами отмечаете равнодушие населения к этому процессу в КБР. Люди апатичны. Может быть, здесь не сама процедура выборов важна, а что-то еще? Может быть, не хватает какого-то идейного содержания?
- Чего не хватает? Из практики предыдущих выборов люди прекрасно понимают, что их волеизъявления на самом деле никакого значения не имеют. Понимаете? Например, в каком-то населенном пункте на избирательные участки пришли 10 процентов, а показали 90 процентов избирателей. И это выборы в парламент, который будет назначать руководителя республики.
- Хорошо, но ведь процедура выборов в парламент идентична прямым выборам главы региона. Может быть, какие-то еще политические изменения, кроме установления прямых выборов, должны произойти?
- Выборы должны быть честные, прямые и свободные. Чтобы не только политические партии могли выставлять список своих безликих кандидатов, но сами граждане могли становиться независимыми претендентами или выдвигать их. Таким же образом должны проходить и выборы главы региона, республики.
- Властные структуры, получается, вполне довольны той ситуацией, когда народ, что называется, безмолвствует, то есть аполитичен?
- Я повторю, что, на мой взгляд, Москва выстраивает свое отношение к управлению в национальных республиках Северного Кавказа по принципу отношений метрополии с колониями. Выдвиженцам-туземцам из центра дается полный карт-бланш на подчинение соплеменников. И это абсолютно неправильно.
Самое парадоксальное в этом положении, что в нашей республике, к примеру, покорять никого не нужно. В КБР преобладают силы, лояльные к России, стоящие за единство России, но которые пытаются предлагать какие-то свои альтернативы в решении экономических, политических, социальных проблем. Но их выталкивают за пределы общероссийского политического поля, маргинализируют.
Таким образом, отношение к Кавказу, как к колониальной окраине, способствует не сохранению единства России, а служит её дезинтеграции.
- А каков критерий, скажем так, выбора ставленника?
- Критерий простой. Это тот человек, к кому благосклонен федеральный центр. Глав регионов убирают, назначают, и никто особо мнением жителей не интересуется. Но допустим, я или кто-то являемся активной частью местного политического истэблишмента, однако выходит, что никакого отношения, по большому счету, к смене власти мы не имеем. Мы никак не участвуем в организации власти. В этой дискриминации корень всех проблем.
- А персонально у вас есть претензии к нынешнему исполняющему обязанности главы республики?
- Лично у меня претензий нет. Наоборот. Ряд вещей, которые он декларирует, например, по решению земельной проблемы, мы абсолютно поддерживаем. Также взгляды Кокова на роль адаптационных комиссий нам близки. Более того, ожидается новый указ по функционированию данной комиссии. Мы всегда заявляли о необходимости противостояния вооруженному подполью не столько военным, сколько мирным, идеологическим методом.
Однако и для борьбы с террористической угрозой, и для борьбы с коррупцией кардинально необходимо участие народа, его влияние на выбор и смену власти. Скажу больше, самому лидеру республики необходимо получить настоящую поддержку своего народа через выборы. Эта поддержка в свою очередь станет весомым аргументом перед федеральным руководством и для самого главы в отстаивании жизненных интересов населения.
- А кем вы больше ощущаете себя: правозащитником или политиком?
- Правозащитником, безусловно.
- Вы бы выставили свою кандидатуру на прямые президентские выборы главы Кабардино-Балкарии?
Ну, в этих условиях это не получится. Если бы политическая система позволяла бы такое, почему бы и нет? Но выборов почему-то не хочет центр...
- Вы упомянули уже об актуальности противодействия вооруженному подполью идеологическим путем, о комиссиях по адаптации боевиков в Кабардино-Балкарии. Но ведь проблема конфликта с властью какой-то части молодых мусульман идет еще с периода, предшествовавшего трагическим событиям октября 2005. До сих пор проходит суд над людьми, которые остались из тех, кто реально участвовал и даже не участвовал в нападении на Нальчик, но был привлечен в качестве обвиняемого. Это «процесс 58», в котором нарушены все возможные права человека. Хотелось бы еще раз услышать ваше мнение об этом суде?
- Я убежден, что любое судебное разбирательство должно быть объективным и справедливым. Что это значит? Для меня это означает, что оно должно работать на умиротворение ситуации. Я исключил бы в этом случае вариант приговора к пожизненному заключению. Нужно будет оспаривать такой приговор, если он состоится.
Сейчас нет возможности вновь говорить о той массе нарушений, что имели место в ходе следствия и суда, но в итоге, с учетом множества разных нюансов, надо воздействовать на общество с целью умиротворения политической ситуации в республике.
- А как вы думаете, из нальчикских событий 2005 года были извлечены уроки?
- Я считаю, что нет. К сожалению, эти уроки ни общество, ни власть на самом деле не извлекли. Незаметно никаких попыток провести какое-либо гражданское расследование тех событий, собрать общественный форум по примирению. Особенно удручает меня пренебрежение этого дела национальными организациями республики, как кабардинскими, так и балкарскими.
Но ведь те ребята, что уходят в «лес», к примеру, они же дети этих народов. Так же как и сотрудники силовых органов, противостоящие им. И все они гибнут. По нашим подсчетам, более 2000 человек стали жертвами. Разве можно быть к этому равнодушным?
Другой аспект проблемы: почему так называемая салафитская идеология, которая отрицает национальное возрождение, столь сильно влияет на молодых людей, в то время как национальные движения не могут предложить никакой своей привлекательной альтернативы? Как такое может быть? Молодые люди, кабардинцы и балкарцы, говорят – мы не кабардинцы, мы не балкарцы, мы просто мусульмане, и призывают отказываться от национальной идентичности. И национальные движения проходят мимо?!
- А представители национальных движений в КБР не ассоциируют себя с этими мусульманами?
- Нет, и это удивляет.
- Скажите, а на ваш взгляд, трудности с черкесскими беженцами из Сирии связаны с религиозным фактором, с тем, что они мусульмане?
- Скорее всего, нет. Национальные организации черкесов, конечно же, стараются им помочь. Но дело вот в чем. Буквально три месяца назад были внесены поправки в закон о гражданстве. Согласно нему, соотечественникам из-за рубежа предоставляется право на упрощенное получение гражданства и прочее. Но при этом в качестве обязательного условия ставится знание русского языка.
Еще до этого президент Путин говорил о том, что соотечественники — это те, кто являются носителями русского языка. Но простите, в КБР, Карачаево-Черкесии, Адыгее адыгский (кабардинский, черкесский) язык используется как государственный. Так же как в Дагестане, Чечне или, предположим, в Татарстане тоже есть государственные языки регионов.
Почему человек, владеющий как родным одним из официальных языков народов Российской Федерации, не может считаться соотечественником? Они формально по всем российским законам ровно такие же соотечественники, как и беженцы из Украины. Никакой разницы между ними нет.
В приватной беседе со мной представители миграционной службы сообщили, что от ФСБ и МВД существует установка не давать временного убежища сирийским черкесам, а при любой возможности их депортировать. Не столь долгое время тому назад был вопиющий случай, когда проживавших в одном из санаториев нашей республики беженцев из Сирии — черкесов – выселили, чтобы подселить украинских беженцев.
А ведь те же сирийские черкесы — это не маргиналы какие-нибудь, радикалы или кто-то еще. Среди них много интеллектуалов: врачей, ученых, архитекторов и т.д. Такого рода отношение к нерусским соотечественникам не может опять же способствовать единению России, подрывает многонациональную основу нашего государства.
- Насколько я знаю, вы общались с нашим коллегой и другом Тимуром Куашевым. Его убийство, как и убийство других кавказских журналистов, свидетельствуют о том, что они, выражаясь грубо, «перешли кому-то дорогу»? Но кому?
- Я вновь вернусь к тому, что лично у меня создалось впечатление о колониальной направленности политики федерального центра в отношении Северного Кавказа. Это сказывается и в том, что если шокирующим или странным мнением делится российский журналист или политик, то это нередко допускается, прощается. А вот здесь, на Кавказе, туземцы не смеют позволять себе такое.
Помните, какие выпады против проведения Олимпиады в Сочи совершал, например, Борис Немцов? Разве его задерживали, на него нападали? Между тем, когда черкесские активисты выразили свою позицию, которая противоречила позиции официальных органов власти, то они попали под спецоперацию. А ведь это уважаемые общественные деятели, журналисты.
Кстати, и Тимур Куашев имел свой взгляд на сочинскую олимпиаду. Да, он много высказывался по таким вопросам и проблемам. Для меня абсолютно очевидно, что гибель Тимура — это убийство. Хотя мне сложно указать конкретные мотивы и повод для этого преступления.
- Валерий Назирович, вы видите перспективы расследования убийства Тимура Куашева?
Нет, я перспективы не вижу. У нас побывал член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко, я видился с ним. Он встречался с Коковым. И я считаю, что Коков абсолютно искренен, когда обещает помочь, содействовать в расследовании. Я верю, что он искренен. Но то, как ведется следствие, никаких иллюзий у меня нет…
Выжидание - это смерть. Но что остаётся, если не знаешь что делать? Чтобы народу освободиться от деспотического господства метрополии, не нужно ли как минимум и прежде всего сделаться единым целым, а не быть слепой хаотической толпой? Так делали древние греки в войне с Персией, так делали древние евреи во времена исхода из Египта, так делали Ганди с его народом. Т.е. нужно сначала узнать что делать, крепко объединиться и поставить ясную цель. Но опять таки, чтобы это сделать, нужно освободиться от оков, которые этому мешают. Нас непрерывно разделяют, ослабляют, сокрушают...
Как выбраться из этого ужасного порочного курга? Эта неопределённая безнадёжность отнимает все силы и желания сопротивляться. И вот это то и есть самое худшее, самое страшное...
И первое что мы должны сделать, это научится думать и действовать вопреки этому чувству, не ждать идеальных условий, не надеятся на всеобщую поддержку, "повзрослеть", определять самим свои пути и цели, и способы их достижения, каждому трудится на своём поприще. Но ни в коем случае не останавливаться, не сдаваться, "лучше смерть, чем усталость", - как говорил Леонардо.
Так, пару, загнанному в сосуд, удаётся вырваться на свободу лишь благодоря тому, что каждая частичка никого не спрашивая делает своё дело, каждый скачет в свою сторону, каждый врезается в своего противника, некоторые частицы сталкиваются, некоторые разрушаются, некоторые слабеют, передавая импульс преграде, но ни один импульс в конце концов не остаётся бессмысленным.
P.S. Может кому то мой пост покажется черезчур вычурным, знайте, я сделал это для того чтобы возможно лучше представить важную, по моему мнению, мысль.
А спортивную гимнастику включим в список?
это была шутка)))
А без шуток, очень даже перспективная мысль! Надо какое то внутри - адыгское спортивное многоборие организовывать. К примеру, один из родов ( можно два и более, главное в одно время и в одном месте, вот придумали день Адыгэ давайте его наполнять ) выстовляет призы тем кто победит предстовителей их фамилии ( рода ) в каких либо видах сотязаний ( ограничивать в видах не надо ), можно персонально приглашать какой то из родов на спортивное соперничество. Как я думаю, для молодых только подовай такое мероприятие, а задача старших это организовать. Главное здесь вовлечь род, фамилию и на этой почве развивать тему. Место встречи организовывать в значимых для Адыгэ местах, Приэльбрусье, Лагонаки и многие другие места, да мало ли мест значимых для черкесов и Черкессии. Как я думаю это должно исходить от народа, а не от чиновников.
Тут перспективы не ограничены, соперничество ( доброе, спортивное ) соберет всех предстовителей фамилий, как я думаю при правильной раскрутке, это может выйти на международный уровень, ведь предстовители большенства черкесских родов ( фамилий ) живут по всему миру. Вот там и познакомися со всеми предстовителями рода ( родов ).
P.S. На мечах не знаю, а вот по поводу Сашхо согласен)))
Друзья, нет никакого смысла в разговоре, если он не ведется вежливо.
Касается всех - сохраняйте вежливые манеры!!!
Это не просьба: больше хамские комменты пропускаться не будут.
***
От себя лично, уже просто как пользователь:
- Не знаю как остальных, меня лично от пафоса и патетики - мутит. Смешно читать комменты в стиле "пишу из горящего танка", наперед зная что в них, потому что за 10-12 лет - ничего нового. Нелепее и пошлее только упреки от одних текстов к другим, поскольку все здесь только тексты и ничего больше. Особенно занятно это читать в авторстве пользователя, который даже на фейсбуке умудряется писать под ником, хотя это там прямо неприлично, но здесь, где такой формат, умудряется в этом упрекать остальных (под ником, что на сей раз - правильно).
Понимаю, что кидаю г... на вентилятор, но... Форум это маскарад, однако последнее обстоятельство не обязывает нас быть шутами - мы просто в масках. Не стоит имитировать речения полководца перед битвой, когда сидишь за компом и отправляешься после есть макароны. Это мне так кажется, просто частное мнение - каждый самовыражается как может и хочет, в меру своего вкуса.
Растворяюсь.
Предлагаю, остыть для начала, оставить при себе ваши симпатии (контровать лексику ) и вместо бокса, заняться другими интересными и полезными турнирами, чтобы кто-то, когда-то, смог снова произнести такой тост: http://www.youtube.com/watch?v=uu8kFNkAJIw
Пока горянки с платком не видно на горизонте, я прошу вас успокоиться, спор уже обретает совсем ненужные черты.
Когда казаки выйдут на улицы Адыгеи, "наводить порядок" - http://avrom-caucasus.livejournal.com/365765.html Кто может быть полководцем выяснится там.
За одно и от информационных войн отдохнём, разомнём кости, тем более что "тут за 10 лет ничего нового, и всё что можно было написать уже написали". Не разумнее ли в этих условиях отвлечься от компьютеров?
Наверное кому-то покажется что я "тут имитирую речения полководца перед битвой, а сам уже отправляюсь жрать лапшу" - Ну так чтож, если простое слово адыга сегодня ничего не значит, я, клянусь честью, что когда какие-то казаки станут притеснять мой народ, я буду там, верхом, в черкеске, в полном вооружении, иначе я не мужчина!
Дались вам эти казаки. Все это патрулирование - не что иное, как распил соответствующего бюджета. Никаких агит-моральных нагрузок эти патрулирования не несут.
Нет братец постой. Этими дорогами мы уже отходили. Лучше слушай Диомеда, вооружайся по закону хорошим инструментом, желательно работающим дальше километра, совершенствуй знания и умения в разных областях. Когда придет время, станешь контрразведчиком-диверсантом-антиснайпером - сюрпризом. Пора вспомнить старые черкесские традиции и переходить из катигории ПУшечного мяса и Обсыпного торта, в славный непобедимый Г1уп "чей удел защита Правды, а обычай Добро". "последнее удивление нигодяя" Все видим, все слышим, все знаем . Концепция готова, осталось доработать технические и орг мелочи. Потом, веселись себе наздоровье: обыгрывай крупье, смеши юмористов, лечи врачей, учи учителей, мочи убийц, кидай кидал и далее в меру позволения Вашей фантазии ...
Подписываюсь.
Подписываюсь .
Удобно сидя в благополучной Москве писать заумные тексты подобного рода.
Из за вот таких как ты, пишущих подобные тексты, все Черкесское национально движение признают экстремистским движением, и будут принимать соответствующие меры, прописанные в законе "О протводействию экстремизму", а те малые крохи зарождающегося Черкесского национального движения разнесут в пух и прах, а ты я так думаю и дальше будешь сидеть в благополучной Москве "гневно" стуча по клавишам.
Так вот запомни, Черкесское национальное движение будет добиватся всех поставленных перед ней задачь ( не буду перечислять, думаю все знают ) мирными и законными методами, слышишь меня, только законными методами. А те кто будет писать и прапагандировать подобное, будут отнесены к провокаторам.
Твои заумные тексты только могут спровоцировать молодеж идти в лес, к тем самым вахабитам, против которых ты тут якобы пишешь свои "гневные" тексты. Так как им больше некуда идти, только они пытаются организовать вооруженную борьбу против действующей власти.
Хорошие и поучительные стихи!
)))) Я тебя исповедую. Потом. Если ты захочешь. А пока тренируйся на кошках. ))))))
Шилик, шутки шутками, но ты реально уже надоел. Какой нафиг рукопашный бой? Диомед тебя на одну руку посадит, другой прихлопнет. Я его видел, знаю о чем говорю. )) Только вряд ли ему придется мараться. ))
Не знаю, кто за тобой стоит или не стоит. Может ты и не провокатор. Может ты и правда всего лишь одинокий старикан, который не может и дня прожить без нытья. Может не старикан, а салафит какой-нибудь, средних лет. )) Мне пофиг. Когда тебе обещают что-либо потом, это по нынешним временам может оказаться совсем скоро. Уже не 2008 год какой-нибудь, все катится в жопу, причем с ускорением. Так что думай, прежде чем кому-то угрожать или что-то в подобном духе.
"И ещё: никогда сволочь, убившая профессора Ципинова и старавшаяся запугать собственных сородичей, выжигая то немногочисленное наследие, что еще у нас осталось, апеллируя якобы к Богу, в том понимании, в каком его мыслят где-то в аравийских песках, никогда "восхищения" у меня лично вызывать не будет и желания слиться с ней в экстазе - тоже."
Во всем с эти согласен.
А фото в заголовке этой темы, это не Чегем, это Лечинкай, наверное все в курсе. Я бывал там много раз, мы с братом очень любили по горам ходить. Там много громадных, причудливых камней, чем-то напоминающих очертания животных, особенно заметно почти из каждой точки села так называемое "Мывэ Джэду", правда не помню, все его так называли, или только мы. А на некоторых камнях с ровной поверхностью вырезаны продольные паралельные линии однаковой глубины и ширины, по видимому, эти линии там очень давно, мы думали это осколки старого строения, или приписывали их пришельцам.
Вынужден согласится с Diomedes, фашисты, которые настоящие, шутить не будут
Друзья мои, Щылыч и Dadu, я принимаю сторону Διομήδης, серьёзно, вы перегибаете, к чему делать из мухи слона? Он дело говорит, а не прячется за приятными иллюзиями. И нет в его словах никакого "экстремизма", вы право так говорите будто выросли в воздушных замках и живёте в идеальном обществе. Закон устанавливает сильный, в своих интересах, что для него благо то и имеет правовой статус, остальное - то что для него помеха - это нарушение закона, и даже ваше преславутое "Международное право" - тоже создавалось и существует так-же, а не ради "мира и справедливости", оно не распространяется на всяких отбросов.
И еще, с каких пор Москва для черкеса стала безопасной крепостью в противоположность мирному кавказу? Или на кавказе диванов не хватает? Между прочим, сам я строчу эти пафосные предложения, возлежа вытянуто на кровати в тёпленькой московской квартире. А вот древнегреческую литературу и вам самим настоятельно советую, не будь на этой планете эллинов, весь мир до сих пор бегал бы голышом в лесах и поклонялся бы всяким Одинам. Ну не то чтобы совсем голышом, но без их философии и науки, многие достижения всяких европейцев(включая восточных) не имели бы места быть. Сама история бы пошла по другому. Я не настаиваю на Гомерах и Платонах, но вот почитав на досуге немного Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Фукидида, Арриана или Геродота вы многое узнаете о жизни, в том числе о политике, с высоты их мудрости вы будете насмехаться над многими современными политологическими псевдоконцепциями.
У кого есть желание на танк с двухстволкой, или там с сайгой прыгать, прыгайте, да хоть с голой пяткой, это ваш выбор, надо же сильные нашлись??? Мой народ только не втягивайте в это дерьмо. Вы что, хотите что бы в наши аулы приезжали танки, и растреливали дома вместе с жителями, вы им хотите дать такой повод???
Повтою еще раз, каждый кто будет пытатся втягивать черкесов в протвозаконные действия подобного рода, однозначно провокатор.