Метрополия и «кавказские туземцы»: Валерий Хатажуков об основной проблеме Кабардино-Балкарии
"Москва выстраивает свое отношение к управлению в национальных республиках Северного Кавказа по принципу отношений метрополии с колониями".
Республики Северного Кавказа, по мнению правозащитников, представляют собой черную дыру, откуда неуважение к правам и свободам человека распространяется на всю Россию. Отчего сложилось такое положение? Об этом и много другом «Кавказская полититка» беседует с руководителем Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра, членом Общественной палаты КБР Валерием Хатажуковым.
- Валерий Назирович, какие наиболее проблемные точки в правозащитной сфере Кабардино-Балкарии вы видите?
- Проблем много. Среди них, несомненно, внесудебные расправы, похищения и все то, что связано с борьбой против подполья в республике. Но на мой взгляд, основная проблема упирается в контроль общества над властью.
- Каков метод решения этой проблемы?
- Я может быть скажу банальную вещь, но метод только один – никакими призывами, никакими заклинаниями мы эту проблему не решим. Решение – это прямые свободные выборы всех уровней власти, прежде всего глав республик. Хотя скептики и говорят, что якобы мы не способны на них.
- Скептики из числа жителей Кавказа?
- Да, есть и здесь скептики, которые искренне считают, что невозможно на Кавказе проводить прямые, свободные выборы. Мол у нас высокий уровень клановости и тому подобное. А есть скептики от власти, которые на самом деле хорошо знают ситуацию и понимают, что разговоры об особой клановости и традиционности – это полная ерунда. Но они думают, что им невыгодно, чтобы были свободные выборы.
Вероятно, что в Кремле есть группа людей, которым кажется, что без выборов на Кавказе будет проще. Будет легче, если управленцев, о которых в Москве все знает, будут назначать, дабы они выполняли все установки центра. Это напоминает отношения метрополии и колоний: власть дает туземцам начальника из их же соплеменников, но эти ставленники получают карт-бланш на то, чтобы держать «своих» в узде.
- А по-вашему, на Северном Кавказе люди готовы к свободным выборам?
- На самом деле, я абсолютно уверен, что большинство регионов, а тем более Кабардино-Балкария, могут провести нормальные и свободные выборы, на которых будут представлены существующие общественно-политические силы, где будет реальная конкуренция и т.д. И если такое произойдет – это кардинально изменит всю ситуацию.
Именно отсутствие реального контроля народа над властью путем прямых выборов, по моему мнению, отчуждает власть от народа и не дает возможности для решения множества проблем, в том числе и проблемы терроризма. Ведь общество в целом из-за этого отчуждения не воспринимает эту и другие проблемы, как свои.
Сейчас у нас будут проходить выборы в парламент. Казалось бы, это очень важное политическое мероприятие. Но поспрашивайте людей. Вы не увидите заинтересованности, но вы увидите, что многие люди не понимают, что происходит. Это потому что все эти региональные отделения федеральных политических партий, которые якобы имеют своих сторонников, каких-то людей, которые их поддерживают, в действительности функционируют только на бумаге.
Население как бы не имеет никакого отношения к ним. Поэтому мы не видим политической борьбы, которую бы вели представители политических партий. За так называемыми дискуссиями на государственном телевидении смешно наблюдать.
- Вы ратуете за свободные, прямые выборы, но сами отмечаете равнодушие населения к этому процессу в КБР. Люди апатичны. Может быть, здесь не сама процедура выборов важна, а что-то еще? Может быть, не хватает какого-то идейного содержания?
- Чего не хватает? Из практики предыдущих выборов люди прекрасно понимают, что их волеизъявления на самом деле никакого значения не имеют. Понимаете? Например, в каком-то населенном пункте на избирательные участки пришли 10 процентов, а показали 90 процентов избирателей. И это выборы в парламент, который будет назначать руководителя республики.
- Хорошо, но ведь процедура выборов в парламент идентична прямым выборам главы региона. Может быть, какие-то еще политические изменения, кроме установления прямых выборов, должны произойти?
- Выборы должны быть честные, прямые и свободные. Чтобы не только политические партии могли выставлять список своих безликих кандидатов, но сами граждане могли становиться независимыми претендентами или выдвигать их. Таким же образом должны проходить и выборы главы региона, республики.
- Властные структуры, получается, вполне довольны той ситуацией, когда народ, что называется, безмолвствует, то есть аполитичен?
- Я повторю, что, на мой взгляд, Москва выстраивает свое отношение к управлению в национальных республиках Северного Кавказа по принципу отношений метрополии с колониями. Выдвиженцам-туземцам из центра дается полный карт-бланш на подчинение соплеменников. И это абсолютно неправильно.
Самое парадоксальное в этом положении, что в нашей республике, к примеру, покорять никого не нужно. В КБР преобладают силы, лояльные к России, стоящие за единство России, но которые пытаются предлагать какие-то свои альтернативы в решении экономических, политических, социальных проблем. Но их выталкивают за пределы общероссийского политического поля, маргинализируют.
Таким образом, отношение к Кавказу, как к колониальной окраине, способствует не сохранению единства России, а служит её дезинтеграции.
- А каков критерий, скажем так, выбора ставленника?
- Критерий простой. Это тот человек, к кому благосклонен федеральный центр. Глав регионов убирают, назначают, и никто особо мнением жителей не интересуется. Но допустим, я или кто-то являемся активной частью местного политического истэблишмента, однако выходит, что никакого отношения, по большому счету, к смене власти мы не имеем. Мы никак не участвуем в организации власти. В этой дискриминации корень всех проблем.
- А персонально у вас есть претензии к нынешнему исполняющему обязанности главы республики?
- Лично у меня претензий нет. Наоборот. Ряд вещей, которые он декларирует, например, по решению земельной проблемы, мы абсолютно поддерживаем. Также взгляды Кокова на роль адаптационных комиссий нам близки. Более того, ожидается новый указ по функционированию данной комиссии. Мы всегда заявляли о необходимости противостояния вооруженному подполью не столько военным, сколько мирным, идеологическим методом.
Однако и для борьбы с террористической угрозой, и для борьбы с коррупцией кардинально необходимо участие народа, его влияние на выбор и смену власти. Скажу больше, самому лидеру республики необходимо получить настоящую поддержку своего народа через выборы. Эта поддержка в свою очередь станет весомым аргументом перед федеральным руководством и для самого главы в отстаивании жизненных интересов населения.
- А кем вы больше ощущаете себя: правозащитником или политиком?
- Правозащитником, безусловно.
- Вы бы выставили свою кандидатуру на прямые президентские выборы главы Кабардино-Балкарии?
Ну, в этих условиях это не получится. Если бы политическая система позволяла бы такое, почему бы и нет? Но выборов почему-то не хочет центр...
- Вы упомянули уже об актуальности противодействия вооруженному подполью идеологическим путем, о комиссиях по адаптации боевиков в Кабардино-Балкарии. Но ведь проблема конфликта с властью какой-то части молодых мусульман идет еще с периода, предшествовавшего трагическим событиям октября 2005. До сих пор проходит суд над людьми, которые остались из тех, кто реально участвовал и даже не участвовал в нападении на Нальчик, но был привлечен в качестве обвиняемого. Это «процесс 58», в котором нарушены все возможные права человека. Хотелось бы еще раз услышать ваше мнение об этом суде?
- Я убежден, что любое судебное разбирательство должно быть объективным и справедливым. Что это значит? Для меня это означает, что оно должно работать на умиротворение ситуации. Я исключил бы в этом случае вариант приговора к пожизненному заключению. Нужно будет оспаривать такой приговор, если он состоится.
Сейчас нет возможности вновь говорить о той массе нарушений, что имели место в ходе следствия и суда, но в итоге, с учетом множества разных нюансов, надо воздействовать на общество с целью умиротворения политической ситуации в республике.
- А как вы думаете, из нальчикских событий 2005 года были извлечены уроки?
- Я считаю, что нет. К сожалению, эти уроки ни общество, ни власть на самом деле не извлекли. Незаметно никаких попыток провести какое-либо гражданское расследование тех событий, собрать общественный форум по примирению. Особенно удручает меня пренебрежение этого дела национальными организациями республики, как кабардинскими, так и балкарскими.
Но ведь те ребята, что уходят в «лес», к примеру, они же дети этих народов. Так же как и сотрудники силовых органов, противостоящие им. И все они гибнут. По нашим подсчетам, более 2000 человек стали жертвами. Разве можно быть к этому равнодушным?
Другой аспект проблемы: почему так называемая салафитская идеология, которая отрицает национальное возрождение, столь сильно влияет на молодых людей, в то время как национальные движения не могут предложить никакой своей привлекательной альтернативы? Как такое может быть? Молодые люди, кабардинцы и балкарцы, говорят – мы не кабардинцы, мы не балкарцы, мы просто мусульмане, и призывают отказываться от национальной идентичности. И национальные движения проходят мимо?!
- А представители национальных движений в КБР не ассоциируют себя с этими мусульманами?
- Нет, и это удивляет.
- Скажите, а на ваш взгляд, трудности с черкесскими беженцами из Сирии связаны с религиозным фактором, с тем, что они мусульмане?
- Скорее всего, нет. Национальные организации черкесов, конечно же, стараются им помочь. Но дело вот в чем. Буквально три месяца назад были внесены поправки в закон о гражданстве. Согласно нему, соотечественникам из-за рубежа предоставляется право на упрощенное получение гражданства и прочее. Но при этом в качестве обязательного условия ставится знание русского языка.
Еще до этого президент Путин говорил о том, что соотечественники — это те, кто являются носителями русского языка. Но простите, в КБР, Карачаево-Черкесии, Адыгее адыгский (кабардинский, черкесский) язык используется как государственный. Так же как в Дагестане, Чечне или, предположим, в Татарстане тоже есть государственные языки регионов.
Почему человек, владеющий как родным одним из официальных языков народов Российской Федерации, не может считаться соотечественником? Они формально по всем российским законам ровно такие же соотечественники, как и беженцы из Украины. Никакой разницы между ними нет.
В приватной беседе со мной представители миграционной службы сообщили, что от ФСБ и МВД существует установка не давать временного убежища сирийским черкесам, а при любой возможности их депортировать. Не столь долгое время тому назад был вопиющий случай, когда проживавших в одном из санаториев нашей республики беженцев из Сирии — черкесов – выселили, чтобы подселить украинских беженцев.
А ведь те же сирийские черкесы — это не маргиналы какие-нибудь, радикалы или кто-то еще. Среди них много интеллектуалов: врачей, ученых, архитекторов и т.д. Такого рода отношение к нерусским соотечественникам не может опять же способствовать единению России, подрывает многонациональную основу нашего государства.
- Насколько я знаю, вы общались с нашим коллегой и другом Тимуром Куашевым. Его убийство, как и убийство других кавказских журналистов, свидетельствуют о том, что они, выражаясь грубо, «перешли кому-то дорогу»? Но кому?
- Я вновь вернусь к тому, что лично у меня создалось впечатление о колониальной направленности политики федерального центра в отношении Северного Кавказа. Это сказывается и в том, что если шокирующим или странным мнением делится российский журналист или политик, то это нередко допускается, прощается. А вот здесь, на Кавказе, туземцы не смеют позволять себе такое.
Помните, какие выпады против проведения Олимпиады в Сочи совершал, например, Борис Немцов? Разве его задерживали, на него нападали? Между тем, когда черкесские активисты выразили свою позицию, которая противоречила позиции официальных органов власти, то они попали под спецоперацию. А ведь это уважаемые общественные деятели, журналисты.
Кстати, и Тимур Куашев имел свой взгляд на сочинскую олимпиаду. Да, он много высказывался по таким вопросам и проблемам. Для меня абсолютно очевидно, что гибель Тимура — это убийство. Хотя мне сложно указать конкретные мотивы и повод для этого преступления.
- Валерий Назирович, вы видите перспективы расследования убийства Тимура Куашева?
Нет, я перспективы не вижу. У нас побывал член Совета по правам человека при президенте РФ Максим Шевченко, я видился с ним. Он встречался с Коковым. И я считаю, что Коков абсолютно искренен, когда обещает помочь, содействовать в расследовании. Я верю, что он искренен. Но то, как ведется следствие, никаких иллюзий у меня нет…
Зэк1э тэрэз гъущ къап1орэр, зиусхьан Валерий. Мы къэралъым ис боу ц1ыф, аш1эрэ зэк1э афагъэгъоу, ау Адыгэм фит и1эп.
Упщ1эхэри, жэуапхэри игъуэу, купщ1афэу, гуры1уэгъуэу, на1уэу. пэжу зэп1ыщ1ащ! Тхьэм гъащ1эбэ къывит!
Потому, что с материнским молоком наши ребята всасывают идеи ислама, а не принципы "Адыгэ Хабзэ". Они выростают чувствуя свою близость и идентичность с братьями мусульманами, эти взгляды близки им и понятны. Да и с пропогандой оных не дремлют, знать бы хоть, кто за этим стоит, группировка какая, может даже государство какое?
А адыгагъэ и всё такое это для них какая-то неопределённая, абстрактная штука, о которой они что-то где-то слышали. Никто их этому не учил и не учит, они не чувствуют себя адыгами, и тем более не готовы бороться за адыгов. У них совсем другие ценности и стремления, но никак не адыгагъэ. Они даже к языку выражают полное пренебрежение, а иногда и презрение, токое же отношение у них к нашим традициям, да и к соплеменникам тоже. Как-то один мой знакомый из КБР выпалил: "***** *****, с какого перепугу эти тупые чёрные арабы заполонили наш Нальчик, чего им здесь ***** надо???"(Про сирийских черкесов)
Я с таким встречался только как девиантным поведением единиц, собственно, своих недоумков и эмоционально тупых людей у нас, увы, хватает, как и у всех - мы же нормальный народ)))
Пассивность подавляющего большинства черкесских националистов в отличие от исламистов объясняется просто:
- отсутствием институтов и механизмов принуждения у первых и наличие таковых у последних; это ГЛАВНАЯ причина, покольку без этого большие массы людей ни на что не способны (спросите любого социолога);
- прокачкой исламизма Москвой: даже формально "борясь" с исламистами, подвергая их жесточайшим репрессиям, Москва прокачивает исламский проект, как косвенно (создав институт мученников, к примеру), так и прямо, причем, как легально (постоянно расширяя рынок сбыта продукта, ведя политику десекуляризации страны, насаждая т.н. "правильный ислам" и зачищая идеологичекое поле перед исламистами от черкесских националистов), так и тенево (сформировался круг российских политиков и силовиков заинтересованных в постоянной "борьбе с джихадом", создающих "джамааты", которые сами же потом ликвидируют, получая все "печеньки" за свои "подвиги" - естественно, это латентный процесс и я вынужден маркировать его здесь как "гипотезу", хотя в этом давно нет никаких сомнений);
- апелляцией исламистов к мощной мировой универсальной системе за спиной, при том что черкесские националисты отнюдь не все осознают, что также имеют за спиной огромный родственный им по духу мир, а именно - Запад, ибо любое националистическое движение, осознают то или нет его участники, яляется ветвью европейского мира - идея нации это чисто западная идея;
- воспитанной поколениями рабства самоцензурой людей, которая снимается только в криминальном поле: черкесские националисты действуют подчеркнуто только в легальном, исламисты - в любом.
Сложив 2 и 2, легко понять когда исправится ситуция. И она исправится.
Ответ очевиден, в ислам вливаются финансы, как со стороны государства, так и со стороны людей богатых и не очень богатых ( пример пожертвования на строительство мечетей ), еще идет финонсирование на подпольные исламские организации, основные потоки это Катар и Саудиты. А в национальное движения никакой финансовой подпитки нет, можно сказать абсолютый ноль. Соответственно и результат на лицо, на голом интузиазме в вопросах организации национального движения далеко не уедешь.
За исключением вливания в МЧА, но это антинациональна организация, и в учет не берется.
щылыч, так вот и я про то что серъёзного "движения" как такового нету, а почему то "движение" кторое есть, не серъёзно, объяснил нам Diomedes. А как нам преодолеть это препятствие? В наших националистах салафисты ясное дело видят помеху своему идеологическому влиянию и будут сталкивать соплеменников. У нас нету своего Моисея, вдохновляющего единую цель в весь народ. Можем ли мы своими скромными силами для начала хотя-бы привить адыгам элементарное уважение и любовь к "Адыгэ Хабзэ"? Разве одной пропогандой тут справишься? Да и пропоганда нужна помощнее, нужны фильмы, мультфильмы, стихи, книги и т.д, и ещё надо навязать их народу, теми методами о которых говорил Diomedes, иначе никак, и хороший порядок надо утверждать так-же как и плохой - силой. Но те кому этого не надо не дадут этой силе войти в силу.
Diomedes, а вот с тем что идея нации это чисто европейская идея, я не согласен, вспомните древних иудеев, египтян, вавилонян, персов или арабов. Возможно, у европейцев эта идея наиболее развита в смысле религиозно-философского обоснования, но вообща "нация" по определению неизбежно включает в себя эту идею.
Хм... Разве что славяне стоят особняком, у них как-то всё несамодостаточно, поддельно и искуственно. Не известно, был ли у них период когда они были нацией. До того как их возглавил инородец Рюрик они были какими-то тупо бесцельными земледельцами, потом спустя века какие-то монахи начитавшись писаний придумали "русский народ", затем это дело подхватили какие-то священники с их десятыми римами, потом славянофилы начитавшись западных философов стали болтать о каком-то особом, независимом пути русского народа как-то незаметно позабыв откуда взяты их идеи. Потом всякие писатели напридумывали кучу свойств русского человека, говорят даже о какой-то невероятной духовности.
Размышления натолкнули меня на одно воспоминание о русской душе, как-то проезжая русский город я зашел в одно кафе где сидела весёлая компания, стоило мне перешагнуть порог как все замолчали и злобно уставились на меня, я сначала подумал что этих русских взяли из американских фильмов времён холодной войны... ))) Я наверное не объективен, но иногда так хочется вынуть копьё из раны и кинуть обратно к ним...
Я последний раз утруждаю себя редактированием комментариев, подставляющих сайт под неприятности. Дальше буду просто удалять.
(АДЫГЭ ХАБЗЭ+АДЫГЭ БЗЭ)=АДЫГЭ (ХАБЗЭ+БЗЭ)=АДЫГАГЪЭ=Ф1ЭЩХЪУНЫГЪЭ=ТХЬЭ!!! БЗЭР, ХАБЗЭР, ХЭКУР, АДЫГЭР, АДЫГАГЪЭР, ТХЬЭР ЗЫЩ!!!
Речь идет не о том что бы продатся, а например напечатать агитационную литературу, или организовать митинг по актуальному вопросу, с привличением СМИ,а это стоит деньги и скажу не малые деньги, а их нет.
А ту же мусульманскую литераратуру к примеру, издаюте не новоиспеченные мусульмане ( как я понимаю ), значит денги всетаки кто то выделяет?
"Это старики любят продаваться"
Друзья мои, если ищете как пропогандировать хабзэ не токо в сети, а на практике, у меня есть идея.
Пойдёмте в горы! Только не поймите меня неправильно, я не предлагаю организовать какую-то подпольную банду, вооружиться и ночевать в лесах и т.п. Просто соберём всех кого сомжем вместе и пойдём в горы, хотя-бы на период летних каникул. Будем там все вместе заниматься изучением адыгэ хабзэ, будем на деревянных палках драться в конце-концов. Только никакого вина и нимф.
Ка я понимаю в жизни у каждого человека есть два основных вопроса:
1. Кто виноват?
( может быть в разных интерпритациях, но суть всегда одна )
2. Что делать?
Если перед собой постоянно ставит первый вопрос при каких либо неудачах, то вся жизнь пройдет в бесмысленных поисках виновного.
Если перед сабой ставить второе, то и жизнь пройдет в поисках решений тех или иных проблем, вопросов и т.д.
Вопрос:
Ответ:
Как бы мнение понятно.
цитата:
Но ведь это все присходило во время руководста республикой Коковым.
Я так и не понял, так есть притензии или нет???
Сей час многие понимают Адыгэ Хабзэ так, вовремя встать, вовремя налить, если ты младший, если старший, то вовремя напомнить младшему что он должен наливать.
Говорю не за всех, но за многих.
Говорите всю правду. Что может быть хуже участи колонии, участи рабов? Что может быть унизительнее? Хуже этого, наше сегодняшнее положение: колония - колонии, рабы - рабов.https://www.youtube.com/watch?v=rWINgcX6xBE
Адыгэ Хабзэ - было мировозрением свободных людей, рабы в квадрате к нему неприспособляемы.
Выжидать чего? Выжидать, пока рабство в квадрате станет рабством в кубе? Выжидая слишком долго, можно превратиться в старого маразматика, который забудет в один прекрасный день где спрятал свою НЕрабочую тетрадку, а потом забудет про саму тетрадку и зачем она была нужна.